На одном из крупнейших рынков страны, годовой оборот, которого составляет 500 миллиардов рублей, тихая паника – государство решило избавиться от части его игроков: до 15%. Именно так оценивают некоторые представители бизнеса в сфере ЖКХ – а именно о нём идет речь – выход в свет закона об ужесточении требований к организациям, которые занимаются управлением многоквартирных домов. Название у него очень длинное и малоинформативное: Федеральный Закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», поэтому больше он известен как «Закон о лицензировании». Он вступил в действие с сентября, основные мероприятия развернулись в ноябре и должны закончиться 1 мая 2015 года. Специалисты Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, как авторы этой инициативы, утверждают, что сегодня в этой системе официально работает около 16 тысяч управляющих организаций, но их реального количества никто не знает - она переполнена «серым» бизнесом, через который ежегодно проходит до 1-го триллиона рублей. Разумеется, проходит мимо государственной казны. Кроме этого значительно страдает качество жилищных и коммунальных услуг, репутация всей системы и, что самое главное, граждане страны. Именно их многочисленные жалобы в контролирующие органы самых разных уровней заставили государство обратить внимание на добросовестность и профессиональную состоятельность тех, кто работает сегодня в управляющих компаниях.
Основные цели очередного нововведения просты, рациональны и прагматичны: необходимо избавить рынок ЖКХ от непрофессионалов, случайных фигурантов и просто мошенников. В результате система и граждане должны получить услуги высокого качества, комфортное жильё, приемлемые тарифы, снижение социальной напряженности. Для этого необходимо привести все управляющие организации к единому стандарту, в котором прописаны требования к персоналу компаний и видам их деятельности, права и обязанности. Если эти организации придут в соответствие всем критериям – им будет выдана лицензия на право осуществления заявленной деятельности. Лицензии будут выдаваться лицензионными комиссиями, которые планируется создать в каждом регионе. Состав такой комиссии должен быть не менее двадцати человек, причём представителей органов власти не должно превышать 30%. Остальные члены комиссии – делегаты от муниципальных образований, саморегулируемых организаций, общественных объединений, других некоммерческих организаций, осуществляющих общественный жилищный контроль. Вот эта последняя категория членов лицензионных комиссий заслуживает более пристального внимания. Именно поэтому на ней в одном из своих выступлений на площадке «Общественный контроль в сфере ЖКХ», организованной в рамках прошедшего недавно очередного Гражданского форума, остановилась Раиса Санжициренова, руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Бурятия.
По словам Раисы Константиновны, решение Правительства РФ о контроле над деятельностью управляющих организаций и её лицензировании очень своевременное. Она утверждает, что свою первоначальную установку сугубо на управление многоквартирными домами, профессиональный менеджмент всеми процессами эти структуры давно утратили. Сегодня они снизили планку в выполнении своих задач, и перешли в разряд обычных подрядных организаций. Она уточнила, что пойти на это многие управляющие компании вынудили процедуры банкротства, когда ресурсоснабжающие организации наказывали УК за большое количество должников по неуплате за коммунальные услуги. Сегодня мало кто из УК занимается перспективным планированием ремонтных и восстановительных работ своего жилого фонда. Они практически перестали самостоятельно следить за состоянием подъездов, подвалов, крыш, придомовой территории, регулярно проводить оценку их текущего технического состояния. Они с большой неохотой раскрывают сведения о своей деятельности и о том, на что были потрачены средства. Представители УК – редкие гости на общих собраниях жильцов. Попустились компании и поисками добросовестных исполнителей сантехнических, строительных, слесарных, столярных, электротехнических и других работ. Сейчас работники УК занимаются лишь мелким ремонтом, вывозом мусора и сбором платежей. Кстати, Раиса Санжициренова отметила, что из платёжных документов строку за оплату осуществления именно управленческих функций компании не убрали и жители продолжают оплачивать, по сути, не оказанную услугу. Вывод – положение дел должна исправить процедура лицензирования. Именно она подтолкнет управляющие компании к изменению своего отношения к менеджменту, к комплектованию своего кадрового состава специалистами жилищно-коммунального профиля. Либо, как вариант, заставит их искать профессиональные подрядные фирмы, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке услуг ЖКХ и заключать с ними долгосрочные договоры о перспективном сотрудничестве. Но это общие рассуждения, ведь масштабы дела не терпят расплывчатости, следовательно, и члены лицензионной комиссии должны чётко представлять, по каким параметрам оценивать управляющие компании, знать какую именно работу они обязуются выполнять и, при необходимости, указывать нужные направления. И, конечно же, они должны сами обладать достаточно специфическими знаниями. И если с представителями муниципалитетов, различных ветвей власти и управляющих организаций всё более или менее понятно, то профессиональная подготовка общественников требует особого, дополнительного подхода. По заявлению Раисы Санжициреновой им необходимо заняться этим безотлагательно и прямо сейчас. И свои слова Раиса Константиновна подкрепила делом – для самоподготовки она передала в распоряжения Забайкальского Центра внедрения инновационных технологий интерактивную базу документов по законодательству, юридическим и техническим нормативам, а также 100 проверочных вопросов по ним. Весь пакет будет размещен на Портале «ЖКХ-Чита», со всеми необходимыми ссылками на справочные материалы. К слову, руководителям управляющих организаций для подтверждения своей квалификации необходимо ответить на те же 100 вопросов за 120 минут. И правильных ответов должно быть не менее 86.
На подготовительную работу к лицензированию и собственно на само лицензирование изначально отведено восемь месяцев – с сентября 2014 года по май 2015 года. В Минстрое РФ ещё в конце лета было подмечено, что некоторые управляющие компании в преддверии запуска этого механизма на полную мощность заметно повысили качество своей работы. Некоторые сами по-тихому ушли с рынка. То есть можно говорить о том, что только одно упоминание о том, что систему хотят заставить работать по строго оговоренным правилам заставляет её самоочищаться. Но этот во многом стихийный процесс совсем не обещает того, что масштабы предстоящей работы уменьшаться сами собой. Зная и помня о том, в каком состоянии в современной России выходят законы и распоряжения, как бы не получилось наоборот. Поэтому тем общественникам, кто войдет в состав лицензионных комиссий надо быть готовым ещё и к тому, что законодательные акты будут дополняться, переделываться или совсем убираться. Очевидно, что на все эти изменения надо суметь адекватно и своевременно среагировать. И, кстати, вполне, может случиться так, что им придется вместе с чиновниками и специалистами ЖКХ доводить до ума часть нормативных документов сообразуясь с теми условиями, в которых живет Забайкальский край, помня о том, что это не Сочи и не Магадан. А строительство и обслуживание многоквартирных домов в этих регионах серьезно отличается друг от друга.
Алексей Романов – ЖКХ Забайкальского края.
Комментарий Портала ЖКХ Забайкальского края.
Закон вышел и сразу же стал объектом оценки специалистов в сфере ЖКХ. Выводы, сделанные ими, заставляют усомниться в том, что он вообще заработает. Самое серьезное заявление сделала председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Она считает, что лицензирование управляющих компаний с учётом нынешней коррупции сегодня в принципе недопустимо и негативно скажется на конкуренции на рынке ЖКХ. Если более конкретно, то можно отметить несколько моментов. Рекомендации Минстроя являются лишь рекомендациями, то есть не обязательны для исполнения руководителями регионов, а именно им придется работать над этим вопросом. Они могут ограничиться лишь базовыми требованиями. И формирование лицензионных комиссий может превратиться в заурядную формальность. Кроме того, не указано минимальное число членов комиссии и ни в Жилищном Кодексе, ни в рекомендациях об этом ничего не сказано: их может быть и 20, а может быть и 3. Нет конкретного перечня организаций, представители которых могут или должны работать в составе комиссий, то есть теоретически в неё может войти кто угодно, никак не связанный с проблемами ЖКХ и мало что в них понимающий. Но он будет вправе там заседать и отстаивать интересы какой-нибудь заинтересованной стороны. Не всё в порядке и с проверочными вопросами и ответами на них: многие вопросы имеют неоднозначные формулировки, ответы чреваты двойным толкованием и неточностями. Не согласованы организационные моменты: Минстрой разработал проекты необходимых федеральных нормативных актов по проведению лицензирования, но Правительством РФ они не приняты до сих пор. А поскольку именно на них должны ориентироваться региональные власти, есть риск того, что на местах руководители территорий не успеют до 01.05.2015 подготовить разрешительные документы и выдать их управляющим компаниям. И это далеко не полный перечень недоработок в содержании нового закона. Есть неясности в отношениях к неплательщикам. Непонятно как быть с лицензированием ТСЖ. Не прописаны разграничения ответственности за жилой фонд между собственниками жилья, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями. И, наверное, самая главная недоработка, напрямую касающаяся общественного контроля, заключается в самой возможности его осуществления. Поясним: госжилинспекции после выдачи управляющим компаниям лицензий смогут проверить только соблюдение ими лицензионных требований. А в своём сегодняшнем виде этот перечень неоправданно мал, да к тому же является закрытым. И УК имеют полное право допускать проверяющих только до той информации, которую им захочется показать. Как контролировать?
Всё это и многое другое общественникам придется учитывать в своей работе. А её качество будет зависеть от знаний законов и умения реагировать на требования текущих моментов. Уроки россиянам уже даны – трудно забыть неразбериху с начислениями по ОДН и ситуацию с взносами на проведение капитальных ремонтов. Есть риск, того что с лицензированием проблем будет гораздо больше.