27 ноября 1730 года по велению императрицы Анны Иоановны московский магистрат издал указ «О сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей», положивший начало постоянному уличному освещению столицы.
С освещением улиц дела обстояли гораздо хуже. До появления уличного освещения, с наступлением ночи улицы Москвы погружались в кромешную темноту. Это создавало благоприятные условия для грабителей и разбойников. Из соображений безопасности москвичам запрещалось выходить на улицы в темное время суток.
Полицмейстерской канцелярии было предписано по большим улицам: «На Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей поставить на столбах фонари стеклянные один от другого на 10 сажень, все в одну меру линейно, такие, какие от полицмейстерской канцелярии образцовые фонари объявлены и ценою стали каждый по рублю и чтоб все были представлены будущего декабря к 25-му числу», - говорилось в указе 1730 года.
Это важное нововведение было одним из тех, которые меняли облик Москвы как средневекового города.
Деньги на устройство выдавала казна, но зажигать фонари и содержать их в исправности должны были сами жители. А пока фонари не установлены, владельцам домов по обозначенным улицам было предписано, в указанные дни до полуночи выставлять в окнах по 2-4 зажженных свечи, в зависимости от величины окна.
Первыми на московских улицах появились масляные фонари. Свет они давали очень тусклый: силой всего в 1-2 свечи. Москвичи называли их «конопляники», так как в них горело конопляное масло. За один год они «съедали» 11 тыс. пудов масла и 20 пудов фитиля. К 1776 году в столице было установлено 600 фонарей, а к концу 18 века их общее число превысило 6 тысяч. Большая часть из них крепилась на столбах, остальные прибивались к стенам домов. Фонари были фитильными с конопляным маслом, зажигались с сентября по май.
Но замену им нашли только через 130 лет. Им оказался керосин – более дешевое горючее, которое давало в пять раз более яркий свет. В 1862 году конопляное масло заменили керосином.
С 1867 года появились в Москве газовые фонари. Менялась форма светильников, они становились изящнее, давали больше света.
Почти одновременно с керосиновыми в Москве появляются и газовые фонари. Их себестоимость была гораздо больше, но и яркость тоже.
Но подлинная революция в уличном освещении произошла только с появлением электрической лампочки. А спустя почти 15 лет – первые электрические, а именно с лампами накаливания. Тверская улица стала первой улицей, освещенной электричеством. К концу ХIХ века, примерно 20% всех фонарей были электрические, 35% - газовые, остальные - керосиновые. Несколько центральных улиц Москвы отдали предпочтение электричеству, Садовое кольцо освещалось в основном газовыми фонарями, а окраины города – при помощи керосина.
Первые электрические фонари засияли лишь в 1880 году. Так, при помощи дуговых ламп в честь Священного коронования Александра III (1883) была освещена площадь вокруг храма Христа Спасителя. После столь пышных празднеств многие москвичи стали подавать генерал-губернатору прошения об устройстве электрического освещения в своих домах. Но это стало возможно только 30 лет спустя, когда открылась первая центральная электростанция на Раушской набережной.
В начале ХХ века Москва серьезно отставала в развитии уличного освещения. Электричеством освещалось только несколько центральных улиц, в 1910 году в городе действовало 440 дуговых электрических фонарей и шесть опытных с лампами накаливания.
Во время Первой мировой войны и последовавшей за ней революции, уличное освещение совсем пришло в упадок, однако к началу 30-х годов картина изменилась и наружное освещение в столице стало развиваться ускоренными темпами. В 1932 году последние газовые фонари уступили место электрическим.
В СССР система централизованного телемеханического управления наружным освещением появилась в 1940 году. Ее основной функцией в период Великой Отечественной войны было обеспечение светомаскировки города. В считанное мгновение эта система могла лишить освещения всю столицу.
7 сентября 1947 года — ко дню 800-летия Москвы, довоенный уровень освещения был не только восстановлен, но и существенно расширен. Вечером в день юбилея в городе вспыхнули бесчисленные огни праздничных иллюминаций. На темном фоне неба вырисовывались все грани башен Московского Кремля.
До середины ХХ века московские улицы освещались при помощи ламп накаливания, и только с 1954 года на московских улицах начинают использоваться люминесцентные и ртутные фонари. Их мы узнаем по характерному бело-синему оттенку света. А 1975 год стал поворотным в развитии уличного освещения города. Появляются натриевые – с оранжево-красным светом. Было установлено 460 импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления фирмы «General Electric» на проспекте Карла Маркса (ныне Охотный ряд) и площади Дзержинского (ныне Лубянка). В первое время – это освещение с непривычной оранжевой окраской вызывало недоумение. Однако, оно значительно улучшило видимость на улицах и быстро завоевало признание москвичей.
Ртутные фонари сегодня в Москве попадаются только на пешеходных улочках, а люминесцентные разве что только в помещениях. Уже несколько десятилетий, как Москва полностью перешла на натриевые фонари: они обеспечивают хорошую видимость на дорогах.
Мощность современных московских фонарей ранжируется примерно от 70 кВт, на обычных пешеходных улицах, до 1000 кВт – на больших магистралях. Сегодня в Москве появляется третий вид освещения – светодиодный. Он гораздо более дорогостоящий, чем все предшественники, но несравнимо надежнее и безопаснее. В светодиодной лампе нет столь вредных веществ, в отличие от ртутных и натриевых, а ее срок службы достигает 15 лет. Одна проблема: яркость света у таких источников очень маленькая. Чтобы иметь возможность освещать город так, как это делают нынешние фонари, им еще нужно «расти и расти».
Подготовила Надежда Рыбакова – Портал ЖКХ Забайкальского края