Прокуратура Забайкальского края проанализировала состояние законности и практику прокурорского надзора в бюджетной сфере правоотношений в 2016 году
01.02.2017 | 14:16


Прокуратура Забайкальского края проанализировала состояние законности и практику прокурорского надзора в бюджетной сфере правоотношений в 2016 году. Результаты обобщения свидетельствуют о проведении прокурорами определенной работы по укреплению законности в данной сфере. Всего в 2016 году выявлено свыше 2,6 тыс. нарушений. В связи с несоответствием требованиям федерального законодательства опротестовано более 300 незаконных правовых актов, в целях устранения нарушений внесено 319 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 255 должностных лиц, в суды направлено 256 исков, по материалам прокурорских проверок возбуждено 21 уголовное дело.
 
В последние годы формирование и исполнение бюджетов всех уровней происходит в условиях действия неблагоприятных внешнеполитических факторов, замедления темпов роста экономического развития, удорожания кредитных ресурсов, снижения финансовой помощи из федерального бюджета. Правомерное и эффективное освоение бюджетных ассигнований, рациональное использование государственного и муниципального имущества, земельных участков во многом зависят от обеспечения органами государственной власти и местного самоуправления единства правового пространства, законности принимаемых нормативных правовых актов на территории края.
 
Проверками установлено, что органами власти края и местного самоуправления не в полном объеме реализуются полномочия, направленные на обеспечение эффективного функционирования бюджетного процесса в крае. Не всегда исполняются запланированные мероприятия по росту доходов и оптимизации расходов, оценка эффективности программ не проводится, либо осуществляется формально.
 
Проверкой полноты администрирования доходов федерального, краевого и местных бюджетов вскрыты существенные недостатки при осуществлении главными администраторами и администраторами доходов бюджетных полномочий. Отсутствие системной и оперативной работы по уточнению невыясненных поступлений снижает наполняемость бюджетов. Выявлено множество нормативных правовых актов, вступивших в противоречие с федеральным законодательством, о бюджете, бюджетном процессе, межбюджетных отношениях, в том числе содержавших коррупциогенные факторы.
 
Прокурором Могойтуйского района опротестовано решение Совета сельского поселения «Нуринск» о бюджете 2016 года, которым не были определены размеры и виды налоговых и неналоговых доходов.
 
Прокурором Красночикойского района не допущено расходование средств фонда оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, в сумме более 200 тыс. руб. Отменены по требованию прокурора положения о порядках расходования средств резервного фонда двух сельских поселений, утвержденные неуполномоченным органом. Аналогичные нарушения пресечены прокурором Хилокского района.
 
Результаты проверок свидетельствуют также об имеющихся нарушениях в деятельности органов местного самоуправления, связанных с неполнотой собираемых платежей. Несмотря на то, что муниципальное имущество и земельные ресурсы являются ключевыми собственными источниками для наполнения местных бюджетов, работа большинства органов местного самоуправления по повышению доходов по указанным направлениям по-прежнему неэффективна.
 
Распространенными остаются нарушения закона при ведении реестров муниципальной собственности, проведении инвентаризации, оценки и регистрации права собственности на данные объекты, распоряжении муниципальным имуществом и земельными участками, начислении арендной платы и взыскании по ней задолженности.
 
Выявленные нарушения законодательства при выделении и освоении бюджетных средств, факты их присвоения, растраты, ослабления контроля со стороны главных распорядителей бюджетных средств за их расходованием свидетельствуют о ненадлежащей реализации поставленных органами власти и местного самоуправления задач по обеспечению долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетов.
 
Так, по представлению прокурора Забайкальского района привлечено к дисциплинарной ответственности должностное лицо администрации муниципального района в связи с непринятием мер по взысканию задолженности по арендным платежам.
 
Прокурором Приаргунского района внесены представления по фактам ненадлежащего осуществления бюджетных полномочий главными администраторами (администраторами) доходов в связи с непринятием мер по уменьшению кредиторской и дебиторской задолженности.
 
Удовлетворены исковые требования прокурора Могойтуйского района к депутатам Совета городского поселения «Могойтуй» о возврате в бюджет незаконно полученных денежных средств в сумме 343 тыс. руб. Подобные нарушения выявлены прокурорами Кыринского, Улетовского районов.
 
Прокурорами Дульдургинского, Сретенского районов, Ингодинского района г. Читы предъявлены в суд заявления о понуждении налоговых агентов перечислить в бюджетную систему удержанные с доходов работников налог на доходы физических лиц.
 
После вмешательства прокуроров Каларского и Шелопугинского районов обеспечено внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 и 2015 годы.
 
Многочисленные нарушения выявлены по результатам проверок исполнения требований бюджетного законодательства о внешней проверке годового отчета об исполнении бюджета, размещении сведений об их исполнении в средствах массовой информации. Так, по инициативе прокурора Читинского района за нарушение сроков представления бюджетной отчетности подвергнута административному штрафу в размере 10 тыс. руб. глава администрации сельского поселения «Новотроицкое».
 
Принимались меры в связи с отсутствием оценки эффективности реализации муниципальных программ, размещения в сети «Интернет» сведений о ходе реализации программ, отчетов об их исполнении.
 
Проверками вскрыты факты необоснованных выплат надбавок, премий должностным лицам бюджетных учреждений, получения незаконного вознаграждения. Так, Краснокаменским межрайпрокурором в связи с необоснованно установленной выплатой за наличие ведомственной награды «Отличник народного просвещения» принесены протесты на Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений.
 
По иску Могочинского межрайпрокурора взыскана необоснованно выплаченная за период 2013-2014 годы премия в сумме 208 тыс. руб. главе муниципального района.
 
Не обеспечивается полнота принимаемых мер бюджетными, казенными учреждениями в случаях приостановления осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа. В этой связи приняты меры
 
реагирования в отношении должников и главных распорядителей средств местного бюджета прокурором Читинского района, Шилкинским межрайпрокурором.
 
Проверками расходования средств государственной поддержки вскрыты и пресечены факты нецелевого, неправомерного их расходования, повлекшие инициирование уголовного преследования.
 
Так, прокурором Акшинского района выявлено незаконное начисление и выплата премии главе сельского поселения «Акшинское» в размере 50 тыс. руб. Установлено, что бюджетные ассигнования на функционирование высшего должностного лица муниципального образования, предусмотренные бюджетом, к 29 декабря 2015 года исполнены в полном объеме. В отсутствие в бюджете сельского поселения источников финансирования расходов на дополнительные выплаты глава сельского поселения, 29 декабря 2015 года он издал распоряжение «О подведении итогов работы работников аппарата администрации сельского поселения «Акшинское», согласно которому поручено произвести выплату денежных средств работникам администрации сельского поселения. По материалам проверки, направленным в органы следствия в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в отношении главы сельского поселения возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ.
 
Этим же прокурором по результатам анализа поступлений налога на доходы физических лиц выявлено хищение денежных средств в четырех образовательных учреждениях, в результате которого в федеральный бюджет не было зачислено более 1,6 млн. руб.
 
По материалам проверки прокуратуры Чернышевского района возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество), в отношении генерального директора ООО «ДорСервис» по факту использования при осуществлении ремонта моста строительных материалов, не предусмотренных муниципальным контрактом, заключенным с администрацией городского поселения «Букачачинское», причинении ущерба бюджету в сумме около 700 тыс. руб.
 
Проверки в данном направлении надзорной деятельности продолжаются.
 
Сообщает "Прокуратура Забайкальского края"