Полезен ли нам чужой опыт?
22.04.2014 | 15:00


Будет ли большим грехом сомнение в том, что проблемы в реформе ЖКХ в каждом регионе страны должны решаться по строго вырезанному шаблону? Однозначно – «нет». Это подтвердят жители Магадана и жители Краснодара, жители регионов-доноров и жители депрессивных территорий. Следовательно, простор для разумного новаторства у людей есть. Но здесь ключевое слово «разумного», поскольку это самое новаторство, замечательно проявившее себя на Юге, при бездумном его копировании может обернуться катастрофой для «коммуналки» на том же Севере. Но, тем не менее, опыт в этой сфере всё же есть и кое-какие перемены тоже наблюдаются.

Прежде всего, они, конечно же, появляются в той части реформы, которая вызывает у людей наибольшее недовольство – в работе управляющих компаний. Здесь масса претензий. Это и низкое качество услуг, и высокие цены на их оказание, и вялое реагирование УК на жалобы жителей домов. Плюс к этому, очень часто высказываются претензии на низкую квалификацию работников компаний, на то, что их очень трудно проконтролировать, на то, что вообще деятельность УК является тайной за семью печатями и так далее и тому подобное. Короче говоря, появившаяся в начале 2000-х годов расшифровка аббревиатуры «ЖКХ - Живи, Как Хочешь», своей актуальности не теряет вот уже более десяти лет. Но – «Так жить нельзя!», и – «Надо что-то делать!» И делают.

Сегодня всё чаще в самых разных концах страны государством, а если более конкретно, то – городскими, муниципальными властями, организуются муниципальные управляющие компании. Пионерами в этом деле выступили, конечно же, Москва и С-Петербург. В Сибири – Томск и Иркутск. Самый свежий пример – с 3 апреля такое новообразование начало действовать в Красноярске. Муниципальная Управляющая компания «Красноярская» была образована на базе производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного треста № 7 (ПЖРЭТ-7), занимавшегося обслуживанием дорожного фонда города. Инициаторами этого выступили депутаты Горсовета Красноярска, их поддержали руководство Управления ЖКХ и Мэр города. Цель незатейлива: создать конкуренцию частным управляющим компаниям. Методы обычные: снижение цен на обслуживание многоквартирных домов, повышение качества услуг, расширение их перечня, мобильность в выполнении заявок жильцов, адекватная реакция на их жалобы, повышение квалификации своих работников. Особо оговаривается, что следить за работой компании будут сами городские власти, не гнушаясь, если что-то пойдёт не так, существующими рычагами экономического и дисциплинарного воздействия.

В общем-то, ничего сверхъестественного красноярцы не изобрели. Может быть и нашему городу стоит присмотреться к этим попыткам и перенять их? Присмотреться – стоит. А вот перенять...

В Комитете ЖКХ города Читы к информации о красноярской инициативе отнеслись совершенно индифферентно: не было уточнений, откуда взялся этот факт, насколько он достоверен, кто является автором самой идеи, кем она поддержана, чего ждут от муниципальной управляющей компании, насколько затратная эта затея и какую выгоду – материальную, моральную или политическую – от неё стоит ждать. Понятно, что вот так с ходу, на подробные разъяснения никто не рассчитывал, но хоть какое-то мнение на этот счёт можно было бы получить. Заместитель председателя городского Комитете ЖКХ Сергей Алексеевич Скурыдин на вопрос: «Можно ли нашему городу последовать примеру Красноярска и создать такую же организацию в Чите?», также не вдаваясь в подробности, что называется «на бегу», ответил как-то перпендикулярно: «Смотря что на этот счёт сказано в Законе. Никакой конкретной информации у меня по этому поводу нет и ничего я сказать не могу. А так, чисто гипотетически, возможно всё...» Такой ответ вселяет надежду на то, что где-то в недрах Комитета о таких иногородних новациях знают и даже обсуждают их. Тогда тем более было бы интересно узнать об оценке городских властей такой работы своих коллег из других регионов. Может быть и наши предприимчивые люди сумели предложить что-нибудь дельное в реформе забайкальского ЖКХ. Во всяком случае, некоторых из них это могло бы растормошить.

Беглый опрос руководства некоторых управляющих компаний Читы выявил довольно разноречивые мнения. Кто-то об этом что-то слышал, но им это не очень интересно. Кто-то ничего подобного не слышал и им это совсем не интересно. А кто-то такими вещами вообще не интересуется и слышать не хочет, у них своих забот полон рот. Но чётко ответить – надо или не надо это Чите – так никто и не ответил... Разумеется, личные и коммерческие мотивы этой неопределенной позиции предметно никем не обсуждались. Однако в голос все заявляли одно – для того, чтобы воспользоваться красноярскими «новыми» методами хозяйствования, необходимо дотирование практически всей деятельности этой самой муниципальной управляющей компании. Наш город такую инициативу не потянет: читинская казна по сравнению с красноярской – пустыня. Кроме того, пока не видно такого муниципального предприятия, которое хоть приблизительно соответствовало бы возможному предстоящему преобразованию. Правда, были и другие, более или менее оптимистичные, оговорки. К примеру, генеральный директор УК «Регион» Егор Сергеевич Пономоренко вскользь заметил: некоторые моменты можно использовать в работе с частным сектором, с малоимущими категориями жильцов, с откровенными маргиналами или в наведении порядка в сборе коммунальных платежей, санитарной очистке города.

Всё вышесказанное – пока лишь первая попытка заглянуть за перспективу развития регионального ЖКХ. И если в этом плане хоть малая толика из того, что обещает деятельность муниципальных УК у нас приживётся – и «частникам» и городским властям, а главное – жильцам, жить и работать будет легче. Хотя, и те, и другие, и третьи, как выясняется, в большинстве своём, пока лишь раздумывают менять уже изменённое на что-то лучшее или нет.  

Алексей Романов – Портал ЖКХ