Плата за наем жилого помещения муниципального жилищного фонда
24.04.2014 | 15:00


И.В. Генцлер, руководитель жилищного сектора направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»

В самой обязанности муниципального образования нести бремя расходов по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в доле, относящей­ся к жилым и нежилым помещениям в доме, находящимся в собственности муниципального образования, нет ничего нового. Обязанность собственника помещения в много­квартирном доме нести бремя расходов по содержанию общего имущества в таком доме установлена Граждан­ским кодексом РФ (ст. 210, 289 и 290 ГК РФ) и Жилищным кодексом РФ (ч. 3 ст. 30, ст. 39 ЖК РФ). Но до внесения изменений в законодательство расходы муниципального бюджета по исполнению данной обязанности были связа­ны главным образом с реализацией адресных муниципаль­ных (региональных) программ капитального ремонта и, соответственно, ограничивались долей участия муници­пального собственника в стоимости капитального ремон­та многоквартирных домов, включенных в такие програм­мы (например, в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформи­рованию жилищно-коммунального хозяйства»). 

Реализа­ция нового законодательства приведет к увеличению расходов местного бюджета на цели капитального ремон­та многоквартирных домов и изменит характер выплат (не разовые выплаты за выполненный капитальный ремонт, а ежемесячные выплаты для формирования фондов ка­питального ремонта на специальных счетах или у регио­нального оператора). Из этого следует, что при планиро­вании муниципального бюджета требуется предусматри­вать необходимые средства для ежемесячных взносов на капитальный ремонт муниципального имущества, объем которых определяется суммарной общей площадью жилых помещений муниципального жилищного фонда (и муни­ципальных нежилых помещений) в многоквартирных домах на территории муниципального образования и установ­ленным субъектом РФ минимальным размером взноса на капитальный ремонт (если собственники помещений в конкретном многоквартирном доме не при­няли решения об установлении размера взноса на капитальный ремонт, превышаю­щего минимальный размер взноса).

В настоящее время у многих муниципаль­ных образований нет в бюджетах необходи­мых средств для исполнения ими обязанно­сти по уплате ежемесячных взносов на капи­тальный ремонт. Источником финансирова­ния таких расходов может быть плата за пользование жилыми помещениями (плата за наем) нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. В связи с этим целесо­образно рассмотреть вопрос о возможности установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для на­нимателей по договорам социального найма равным минимальному размеру взноса на капитальный ремонт, установленному субъ­ектом РФ (далее - минимальный размер взноса на капитальный ремонт).

"Городское хозяйство ЖКХ"