Для большинства граждан современной России покупка квартиры событие исключительное. Особенно, если она приобретается в новостройках. Казалось бы – мечты сбылись, люди въехали в новый дом и жизнь в нём будет долгой и беспроблемной, комфортной и радостной. Но как же велико бывает разочарование и досада новосёлов, когда они видят, что застройщик предъявляет им жильё в здании, возведённом с серьезными изменениями первоначального проекта. Речь идет не о строительных недоделках, таких как покатые полы, кривые дверные и оконные проёмы, некондиционные трубы и батареи или что-то другое. Претензии носят иной характер, в частности, люди бывают недовольны появлением незапланированных подземных гаражей и дворовой автостоянки вместо обещанной детской площадки и благоустроенной придомовой территории. В таких случаях жильцы безоговорочно считают виноватым застройщика.
Вроде бы всё логично – заявлено было одно, но с началом работ и в ходе строительства по каким-то своим соображениям, не принимая во внимание мнения и пожелания, будущих собственников жилья, исполнитель представил другое. А далее, обвинения в его адрес за несоблюдение заявленного проекта превращаются в атаки на городские власти и правоохранительные органы с требованием наказать строителей и привести двор в соответствие с изначальным планом. Меры, конечно, будут приняты – ситуация уже не нова, прецеденты были, но практика показывает, что немалая доля вины в создавшемся положении дел лежит и на самих жильцах. И потенциальным владельцам квартир можно было бы легко избежать всех неприятностей в самой начальной стадии взаимоотношений "заказчик-застройщик". В доказательство тому можно привести информацию, полученную в Управлении архитектуры и градостроительства города Читы.
Не подлежит сомнению утверждение в том, что любое строительство в городе должно вестись согласно достаточно жёстким правилам. Их непременное соблюдение – залог предотвращения конфликтных ситуаций. И пояснения Александра Дмитриевича Михайлова, главного архитектора города, представляют собой, своего рода пошаговую инструкцию по соблюдению целого ряда правовых актов, касающихся строительства многоквартирных домов. Если говорить коротко и не вдаваться в детали, то схематично этот процесс "от" и "до" можно описать следующим образом.
Согласно всем нормам, прежде чем получить разрешение на строительство, застройщик разрабатывает проект планировки размещения жилых домов и тех социальных объектов, которые необходимы для их обслуживания. В управлении архитектуры и градостроительства по этому проекту принимается комиссионное решение – что убрать, что добавить, что и куда передвинуть, какие дополнительные коррективы внести. В комиссию входят архитекторы, специалисты технадзора, госархстройнадзора, земельного комитета, других контролирующих ведомств. После вердикта комиссии проект публикуется в СМИ для ознакомления с ним возможных покупателей квартир и помещений в запланированном доме. При наличии вполне понятных проявлений инициативы и интереса, эти люди самостоятельно могут прийти в управление архитектуры и более детально ознакомиться с проектом будущего здания и даже высказать какие-то свои замечания, которые также будут рассмотрены и по возможности учтены. Стоит добавить, что, сама межведомственная комиссия должна провести определённую работу по учёту пожеланий и мнений жильцов по поводу представленного проекта. Как только все условия будут соблюдены, мнения систематизированы, внесены все поправки, назначена и пройдена соответствующая экспертиза проекта в его окончательном виде, только после этого застройщик получает право приступать к возведению здания. Причём, вносить изменения в уже утвержденный план ему запрещено по закону: за этим в ходе строительства обязаны следить госстройнадзор, технадзор и специалисты авторского надзора. Более того, такой контроль могут осуществлять и сами граждане, какая-то их инициативная группа, работники управляющей компании, у которых, кстати, на руках также должен быть утвержденный план застройки, и они по определению должны отстаивать в этом строительстве интересы своих жильцов, требуя от застройщика соблюдения всех пунктов проекта. Вроде бы всеобъемлющий и строгий контроль присутствует и никаких неприятных сюрпризов для предполагаемых новосёлов быть не должно. Но они возникают. Как обозначено в начале этого материала, изменения появляются в виде замены детской площадки на подземные гаражи и автостоянку. И происходит это, по мнению Александра Дмитриевича Михайлова, во многом из-за пассивности и неорганизованности самих заказчиков строительства, то есть жильцов.
И это действительно так. Очень редко кто из людей непосредственно сам приходит в управление архитектуры и досконально изучает первоначальный проект дома, участвует в его корректировке. Еще реже покупатели квартир самостоятельно следят за ходом работ. И уж совсем им невдомёк, что наравне с ними за строительством должна следить их будущая управляющая компания, да и саму-то УК они узнают в самую последнюю очередь, как правило, уже после заселения и по прошествии достаточно долгого времени. В оправдание им можно сказать, что сегодня у большинства людей низка общая правовая грамотность, они просто не знают, что могут каким-то образом влиять на то же строительство их будущего жилья. Они не имеют представления о том, что, кто и каким образом может защитить их права и обоснованные претензии в самом начале процесса. Ситуация выходит из-под их контроля и оборачивается таким образом, что застройщик, принимая их пассивное поведение и неосведомленность в вопросе за молчаливое согласие, сам вносит в изначальный проект застройки незначительные, по его мнению, изменения. При этом надо помнить, что сегодня все строительные организации – коммерческие структуры ищут свою выгоду везде, учитывая любой удобный случай. Следуя этой логике, они не будут долго раздумывать над дилеммой – строить ли у дома подземные гаражи, которые можно потом использовать с коммерческим успехом, или же обустроить не приносящую никакого дохода детскую площадку, тем более, что никаких возражений во время работ они ни от кого не слышали. А поскольку никаких претензий высказано не было, их никто не регистрировал, акт о приёмке здания в эксплуатацию подписывается без особых проблем, жильцы получают дом в том виде, в каком он закончен. И только после того, как люди воочию увидели новое жильё, они задним числом в массовом порядке начинают высказывать своё недовольство, искать управу на виновных.
Да, владельцам ещё несуществующих квартир, будущим соседям сложно организовано собраться всем вместе и в одно время, выбрать инициативную группу (в идеале – Совет многоквартирного жилого дома) и отстаивать свои интересы на каждом этапе строительства. Но ведь покупка квартиры не обычный поход в магазин – это миллионная сделка, определяющая жизнь людей на долгие годы, а значит разумно подойти к ней основательно, изначально озаботиться, в том числе, и контролем над застройщиком. И этому тоже сегодня приходится учиться – жизнь заставляет.
В утешение людям, попавшим в такую ситуацию можно сказать следующее: она ведь чревата неприятностями и для строителей. В любом случае жильцы дома, где детская площадка превратилась в автостоянку вопреки их желания, будут жаловаться в Государственную жилищную инспекцию, в Федеральную антимонопольную службу, в Прокуратуру и так далее и в конечном итоге решение будет вынесено в их пользу. А по закону, в течение пяти лет (а это совсем немалый срок проживания человека в не очень комфортных условиях!) дом должен будет реконструирован согласно изначальному проекту. За счёт застройщика. Плюс – возможные компенсации владельцам недвижимости за причиненные неудобства.
Алексей Романов – Портал ЖКХ
Комментарий Портала "ЖКХ-Чита".
Ситуации, описанные выше, в городе происходят достаточно часто. В ряде случаев изменения первоначального проекта появляются по взаимному согласию жильцов и застройщика. Иногда – просто потому, что не имеют принципиального значения. Но в ситуации, когда заказчики и покупатели квартир явно выражают своё недовольство, можно смело говорить о грубом нарушении их прав. Более того, ставится вопрос о добросовестности фирмы-исполнителя, о попустительстве властей и всё это вполне может подвести людей к мысли о проведении проверки заинтересованных сторон на предмет коррупционной составляющей.
Сегодня достаточно много организаций, занимающихся строительством жилья: казалось бы – выбор есть. Но обольщаться не стоит: пока их количество не перерастает в качество. Жизнь показывает, что далеко не все изначально заботятся о репутации своей фирмы и в обязательном порядке в своих отношениях с клиентами придерживаются цивилизованных норм, строго соблюдают все договорённости и требования закона. Не все они заслуживают безоговорочного доверия – не пришли ещё те времена. А значит, на данном отрезке времени за ними нужен жесточайший контроль и, в случае каких-либо нарушений, – серьёзные наказания.
Следить за выполнением всех обязательств могут и сами жильцы – в конце концов именно они кровно заинтересованы в чётком выполнении заказа. Но у них нет профессиональных и юридических знаний, у них нет никаких полномочий, да и, как говорится, не царское это дело, тем более, что есть специалисты, соответствующие структуры, где проверки – их обязанность и за неисполнение своего долга они также должны нести определённую ответственность.
Но это не означает, что люди могут пустить дело на самотёк. Справедливости надо всё же добиваться. Большую помощь в соблюдении законности и их прав, людям может оказать общественный контроль. Такой институт в стране уже есть и его деятельность достаточно эффективна. Это Общественная палата. И её члены могут оказать содействие в решении любого вопроса, в том числе и в несоблюдении обязательств фирм-застройщиков. Ценность этой структуры заключается в том, что она пока не отягощена государственной бюрократией и всегда однозначно встаёт на защиту прав граждан, конечно, при условии, что повод для обращения в Общественную палату весом и обоснован.
На сайт портала "ЖКХ-Чита" уже поступали обращения жителей города с просьбой помочь разобраться с ситуацией незаконного изменения первоначального проекта жилых домов. Специалисты интернет-ресурса проконсультировали обратившихся и, принимая во внимание значимость и растущую "популярность" проблемы, постараются отследить ход дела. Тем более, что правовую грамотность нашего населения можно повышать и посредством такого общения.