В Саратовской области уже более двух лет существует «Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Саратовской области». Однако о его деятельности мало что известно. Информационной поддержки практически нет никакой, как, собственно, и материальной. Центр выживает за счет спонсорских средств и премий в 20 тысяч рублей.
О развитии центра, его деятельности и трудностях в работе корреспонденту «ЖКХ64» рассказала председатель общественной организации Нина Царева.
- Центр два года работал без официального оформления организации. Как сейчас обстоят дела?
- Мы зарегистрировались как юридическое лицо. Называемся «Ассоциация субъектов жилищного контроля «Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Саратовской области». Правительство нам предоставило помещение и оборудование, поставили компьютеры и многофункциональную технику.
- Кто у вас работает?
У нас сформировался коллектив из 8 сотрудников, которые постоянно задействованы на дежурстве. Но сотрудники - это громко сказано. Никто никакой зарплаты не получает – все работают на общественных началах. Я благодарна людям, которые согласились добровольно оказывать такую услугу гражданам области. Все они пенсионеры, которые помогают нашей деятельности в свободное время.
У нас существует представительство во многих районах области – Ртищево, Аткарск, Екатериновка, Красноармейск, Маркс, Балаково, Энгельс и другие.
- То есть финансирования со стороны правительства вы так и не получили?
Правительство категорически нам отказывает в финансировании. Когда было подписано соглашение о нашем центре, Чибис прислал пункт «оплата 3-х сотрудников в размере 15 тыс. рублей». Первое, что сделала региональная власть – вычеркнула этот пункт. Но нам предоставили в безвозмездное пользование помещение.
Возможно, что-то с нашим предпринимательством получится. Спонсорскую помощь мы получали от молодых предпринимателей, когда только открылись. Ребятки привезли хоть б\у, но все-таки технику. Будем пробовать, не останемся без денег.
Раз мы взялись за этот гуж, то мы его тянем. Просто все мы считаем, что это важное дело для собственников жилья.
- У вас уже есть идеи по привлечению денег в центр? Или он так и продолжит развиваться на общественных началах?
Нам говорят - пишите заявки на гранты. Раньше мы существовали как проект, а там нужно юридическое лицо, функционирующее не менее года.
Мы занимали дважды призовые места по результатам отчетов деятельности за квартал. Первый раз мы заняли 4 место и получили премию в размере 20 тысяч рублей, второй раз 8-е – 10 тыс. рублей. Деньги идут от НП «Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» РФ.
На эти деньги мы купили канцтовары и водички для проведения круглого стола.
- В чем вы видите основную задачу центра?
Очень сложно убедить людей в том, что они должны сами принимать активное участие в том, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. У нас еще остались потребительские навыки – что кто-то что-то сделать должен, а я получить. И собственники за дверью своей квартиры не хотят ничего видеть. Наша задача – как можно больше привлечь к нам людей, которые болеют за общее дело. Мы ничего не сделаем, если не объединим усилия.
Пока собственник не поймет, что все от него зависит, мы ничего не сделаем. Задача – воспитать ответственного собственника жилья. Мы к ней уже идем мелкими шажками – нужно вводить правовое просвещение, готовить и рассылать методические пособия и рекомендации, вести работу с советами домов, председателями ТСЖ и ЖСК. А они в свою очередь со своими жильцами.
- С какими трудностями вы сталкиваетесь в вашей деятельности?
От нас требуют колоссальную отдачу по этой деятельности. Мы должны проводить круглые столы, какие-то акции, правовую экспертизу нормативных актов. К нам поступают проекты с профильных комитетов госдумы.
- У вас, как у общественников мало полномочий. Вы не думали о том, чтобы через Общественную палату области выйти с законодательной инициативой и расширить их?
- Дело в том, что приняли закон об общественном контроле. И в нем субъектами указаны общественный совет, общественная палата и иные общественные организации. А конкретные центры не указаны. Полномочий у нас маловато, но наша активная позиция состоит в том, что мы заключаем соглашения с ведомствами. Даже заключили с пенсионерами России - они нам очень помогают.
- Ну вы же все равно выступаете с поправками в законодательные акты?
Мы с председателем представительства в Ртищевском районе вошли в рабочую группу по совершенствованию законодательства в жилищной сфере при Госдуме. Вносились поправки со всех субъектов РФ.
Например, по заключению прямых договоров, по исключении ТСЖ и ЖСК, УК как исполнителей коммунальных услуг. Я еще в декабре 2013 года пакет поправок положила на стол Чибису и в дальнейшем, поправки делали с учетом наших предложений.
Также мы хотим продвинуть законопроект, который позволит бороться с должниками по коммунальным услугам. Если ты полгода не оплачиваешь, то продавай жилье, оплачивай долги и покупай на оставшиеся деньги жилье меньшего размера.
Конечно, права на жилье никто не может лишить, но тем не менее по-другому у нас не получается. Сразу у всех находятся деньги. Ведь в должниках, как правило, ходят состоятельные люди.
- Вы являетесь членом комиссии по лицензированию управляющих компаний. Насколько эффективен этот механизм в нашем регионе?
Знаменитая УК «Ленинская ТСЖ» получила лицензию на управление домами. Я, как член лицензионной комиссии, голосовала против выдачи им лицензии, но остальные решили, что им необходимо ее получить. У ТСЖ задолженность перед ресурсоснабжающими организациями составила около 200 млн рублей. Но мы не можем отказать по этим основаниям – они обратятся в суд.
На первоначальном этапе компаниям отказывали в получении лицензии, если они не подходили по одному из трех пунктов. Потом они устраняли нарушенный пункт и вновь подавали документы. В этом случае у комиссии нет оснований отказать.
Проект федеральный и на региональном уровне изменить его нельзя. Я написала обращение о том, чтобы внести поправки и в закон и в положения по лицензированию, чтобы увеличить требования к претендентам. В том числе, если имеется задолженность по услугам за квартал. И чтобы они не сразу же обращались за получением лицензии, через полгода-год. Но тут какая проблема возникает: если им не дают лицензию, а у них в управлении были дома, то они остаются без управления и нужно объявлять конкурс – а это время. Опять несовершенство нашего законодательства. Написали, а до конца не продумали.
- У вас в центре работает «горячая линия», на которую могут обратиться жители и оставить жалобы. А вы «выходите в народ»?
- Наши сотрудники - председатели ТСЖ и ЖСК. Пришел ты, приведи за собой еще 10 человек. А они за собой еще десяток. Чем больше мы будем привлекать людей к этой проблеме, тем проще будет решать проблемы. Таким образом, мы идем в народ.
У нас есть обучающие курсы, которые мы организовали на базе минстроя. В конце июня закончились занятия. В ноябре-декабре еще будут.
- Они бесплатные?
- Да. С сентября мы еще запустим центр жилищного просвещения. Будем набирать группу в пределах 20 человек. У нас будут практические занятия – как провести собрание, как составить протокол, последствия его сдачи.
- Какие еще проекты вы реализуете?
Мы ведем проект «Кадры ЖКХ», который согласовали с СГЮА. У них есть юридическая клиника. Мы сформировали уже группу, которая начнет работу с сентября, консультируя именно в сфере ЖКХ. Студенты уже будут иметь специализацию в этой сфере. У нас в планах еще с экономом заключить договор. С СГУ пока только на стадии обсуждения, но их это тоже заинтересовало.
- Вы проводите такую работу, а о ней никто не знает.
- Сейчас разрабатывается сайт нашего центра. Мы заложили в уставе, что можем заниматься предпринимательской деятельностью на уставные цели центра. Как раз информационные моменты, издательская деятельность и правовые услуги.
Информация о курсах размещается на сайте минстроя. Группы набирались до 106 человек.
- Образование – это хорошо, но есть ли какие-то примеры оказанной помощи гражданам? Конкретные примеры?
- Все случаи в памяти не удержишь. Но, например, ситуация с ТСЖ по Ленинскому району. У них прежнее руководство не передавало документы новому ТСЖ. Они обратились в суд и выиграли дело. Мы сами лично не участвовали, но готовили документы. Обычно мы стараемся решить все проблемы в досудебном порядке.
В Заводском районе УК отказалась от одного дома. Жильцы пожаловались нам. Мы начали бить тревогу и в администрацию, и в ГЖИ, и в прокуратуру. Вопрос был решен. Их передали другой управляющей организации.
А в начале 2014 года приняли решение повесить на все аварийные дома таблички, на которых должны были указать срок сноса и заселения в другой дом. У нас были адреса, и мы с помощью «Пенсионеров России» провели фотофиксацию. Мы прошлись по адресам во всех муниципальных районах области и сфотографировали развалины без табличек. Затем отправили в Москву. Потом сразу же вышло постановление о табличках и буквально через два месяца они появились на всех домах.
- Если подытожить более чем двухлетнюю работу, о каких достижениях вы бы рассказали в первую очередь?
Во-первых, Центр все-таки существует и действует. У нас есть помещение, к нам идут с других общественных организаций для проведения встреч и совместных мероприятий.
Во-вторых, мы заявились на федеральном уровне, вошли в комитеты. Мы наладили контакты со всеми властными структурами и собственниками жилья. Мы активно сотрудничаем с Саратовской областной думой, минстроем, госжилинспекцией. Также мы работаем с региональным оператором фондом капитального ремонта. Я принимала участие в отборе банка, в котором будет открыт счет регионального оператора. Так что общественный контроль в Саратовской области осуществляется.
"ЖКХ 64"