Р.Р. Искендеров, руководитель Центра государственно-частного партнерства Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения
С внесением изменений в закон «О концессионных соглашениях» (далее - Закон) появился новый способ заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса.
Новый механизм направлен на ускорение порядка заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с небольшим количеством жителей. Конкурсы на право заключения концессионных соглашений, проводимые в таких поселениях, зачастую оказывались безрезультатными в связи с отсутствием заинтересованных участников. При этом муниципальные бюджеты несли затраты на организацию и проведение конкурсов. Новый механизм заключения концессионных соглашений позволяет муниципалитетам минимизировать свои расходы на передачу объектов водоснабжения и водоотведения в концессию.
Журнал «Наилучшие Доступные Технологии водоснабжения и водоотведения» в 2015 г. публикует серию материалов, посвященную данной тематике. Предлагаем вниманию читателей разобраться в возможностях и рисках инициатора концессии.
С внесением изменений в закон «О концессионных соглашениях» (далее - Закон) появился новый способ заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса 1.
Закон предусматривает несколько вариантов заключения концессионного соглашения без конкурса. Одним из таких вариантов является заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения по инициативе частного партнера (далее - инициативная концессия).
В отличие от конкурсной процедуры заключения концессионного соглашения при инициативной концессии еще до подачи предложения лицо, которое выступает с инициативой заключения концессионного соглашения, может проводить предварительные переговоры по поводу подготовки проекта с собственником объектов водоснабжения и водоотведения.
Порядок проведения
Для инициирования заключения соглашения частный партнер направляет в орган, уполномоченный публично-правовым образованием, которому принадлежит право собственности на объекты водоснабжения и водоотведения предложение о заключении концессионного соглашения и проект концессионного соглашения, включающий все существенные условия, предусмотренные Законом.
Законом на уполномоченный орган возложены следующие обязательства:
-
предоставить в течение 30 дней по запросу инициатора документы и материалы, в том числе: минимально допустимые плановые значения показателей и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера; информацию о ценах на энергетические ресурсы; иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
-
в течение 7 дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения направить такое предложение в региональный тарифный орган для согласования долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера и метода регулирования тарифов;
-
предоставить сведения о составе имущества и обеспечить доступ для ознакомления указанного лица со схемой водоснабжения и водоотведения.
Рис. 1. Порядок заключения концессионного соглашения (КС) по инициативе инвестора.
После получения предложения от частного партнера у уполномоченного органа есть 30 дней на то, чтобы принять одно из трех решений: о невозможности заключения концессионного соглашения, о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях и возможности заключения соглашения на иных условиях после его доработки инициатором.
Перечень оснований для отказа заявителю не является закрытым. Среди оснований для отказа возможны следующие:
-
отсутствие у публично-правового образования прав собственности на объект концессионного соглашения;
-
отсутствие у публично-правового образования ресурсного обеспечения для заключения и исполнения концессионного соглашения на предложенных лицом условиях;
-
объект концессионного соглашения не требует реконструкции;
-
не требуется создание объекта концессионного соглашения;
-
инициатор заключения концессионного соглашения отказался отведения переговоров по изменению предложенных условий концессионного соглашения, либо в результате переговоров стороны не достигли согласия по условиям концессионного соглашения;
-
несоответствие централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем утвержденным схемам водоснабжения и водоотведения.
Рис. 2. Дорожная карта по заключению концессионного соглашения по инициативе инвестора.
Если принимается решение о возможности реализации соглашения на других условиях, то уполномоченный орган отправляет инициаторам предложение на доработку, после чего частный партнер направляет публичному партнеру новое предложение.
В случае принятия уполномоченным органом положительного решения по предложению частного партнера, в течение 10 дней на официальном сайте в сети Интернет2 выкладывается сообщение о наличии такого предложения со стороны частного партнера. При этом законом не определен состав и объем информации, размещаемой на официальном сайте.
В случае, если в течение 45 дней не поступит ни одной заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении инициатора, то уполномоченный орган должен в срок до 30 дней принять решение о заключении концессионного соглашения с инициатором.
В течение 5 рабочих дней после принятия решения о заключении концессионного соглашения уполномоченный орган направляет концессионеру проект концессионного соглашения и устанавливает срок для подписания этого соглашения, который не может превышать один месяц.
В том случае, если в течение 45 дней поступит заявка о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении инициатора, то собственник объектов водоснабжения и водоотведения проводит конкурс в соответствии с положениями Закона.
Возможности и риски инициатора концессии
Частным партнерам использование инициативной концессии позволяет проводить с муниципалитетами переговоры до подписания концессионного соглашения, предлагая свои условия.
Однако частный партнер несет определенный риск того, что в дальнейшем может появиться иное лицо, заинтересованное в заключении концессионного соглашения, и муниципалитетом будет объявлен конкурс. При этом для инициатора концессии законодательством не установлены ни преференции, ни порядок компенсации затрат на подготовку инвестиционного предложения.
Инициативная концессия - новация, вступившая в силу с 01.05.2015, на момент публикации данной статьи авторам не известно ни одного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, заключенного на основе данного механизма. Однако процесс его освоения уже начался, и на официальном сайте в сети Интернет опубликованы два предложения инвестора в отношении объектов водоснабжения и водоотведения 3.
Выводы
Механизм заключения концессионных соглашений в рамках частной инициативы представляет интерес как для частных партнеров, так и для органов муниципальной власти.
С введением данной нормы Центр ГЧП РАВВ зафиксировал значительный интерес к данной форме концессии со стороны предприятий ВКХ, муниципалитетов, инвесторов. Специалисты Центра совместно с ведущей консалтинговой компанией в сфере ВКХ «Водоканал Эксперт» помогают инвесторам качественно и в соответствии с действующим законодательством разработать инвестиционные предложения, а представители органов власти имеют возможность получить содействие в оценке поступивших предложений.
"Энергосовет - Портал по энергосбережению"