Ситуация с неплатежами за энергоресурсы не первый год вызывает большую озабоченность Правительства России. Как отмечают в Минэнерго, на начало 2016 года совокупные долги за поставки коммунальных ресурсов составляли около 800 млрд рублей.
Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в конце прошлого года принят Федеральный закон «Об укреплении платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов». По мнению председателя комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, принятие законопроекта позволит значительно повысить платежную дисциплину в сфере потребления энергоресурсов и ЖКУ.
Представители энергетических компаний отметили положительное значение закона для инвестиционной привлекательности энергетической отрасли. При этом было отмечено, что некоторые аспекты закона явно требуют доработки, особое внимание было обращено на необходимость скорейшего принятия нормативных актов, которые позволят в полной мере реализовать требования закона.
Очевидно, что принятый закон требует доработки и интеграции в существующее правовое поле комплекса мер, повышающих ответственность неплательщиков, а также повышающих прозрачность расчетов. «Эксперт-Сибирь» совместно с федеральным порталом «ЖКХ-Контроль» провел исследование мнений участников рынка в поисках выхода из сложившейся ситуации.
«Неотключаемые» гарантии
О повышении ответственности неотключаемых потребителей энергоресурсов мечтают многие организации. Как вариант, предлагалось распространить на неотключаемых потребителей требование о предоставлении гарантий оплаты ресурса. Причем гарантия должна поступить от учреждения или органа власти, которые курируют предприятие или принимают решение о включении в список неотключаемых.
Многие эксперты говорили о том, что подобные гарантии нужны. Особенно часто упоминались при этом предприятия, подведомственные Министерству обороны России. Некоторые предлагали ввести не просто гарантии, а и оплату от «шефов» неотключаемых потребителей.
У нас существует механизм работы с неотключаемыми потребителями, и ответственность их уже предусмотрена, но эта система не работает, — отметила заместитель генерального директора ООО «Энергосбытовая компания Кузбасса» Анастасия Сулейманова. И добавила, как и многие ее коллеги, что нужны именно финансовые гарантии.
Замгендиректора также пояснила, что ничего нового выдумывать, наверное, не нужно. Стоит лишь «обеспечить работоспособность существующего механизма».
Одним из рычагов воздействия на должников, в том числе неотключаемых, могло бы стать ограничение доступа к участию в госзакупках.
Включение критерия отсутствия просроченной задолженности перед ресурсоснабжающими организациями в перечень критериев отбора поставщиков товаров и услуг для государственных нужд и нужд организаций с государственным участием позволит сократить количество недисциплинированных потребителей всех коммунальных услуг и тепловой энергии в частности, — Юрий Дорфман, заместитель генерального директора ОАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14.
Недобросовестные управляющие
Не менее актуальными для ресурсоснабжающих организаций являются проблемы с недобросовестными управляющими компаниями. Причем многие УК тоже стали неуловимы и неуязвимы, как и неотключаемые потребители. Для ухода от ответственности и долгов руководители управляющих организаций меняют формы собственности, названия фирм, доводят свои учреждения до банкротства. В ходе исследования экспертам предложили обсудить идею об ужесточении мер воздействия к недобросовестным управляющим орагнизациям.
Для этого, например, четко прописать в законодательстве признаки, по которым можно определить правопреемственность новых компаний — «наследников». Основной из них — источник формирования акционерного или уставного капитала. Установить на уровне закона: в новых управляющих компаниях, в отношении которых есть подозрения, что они являются наследниками обанкротившихся фирм, запрещено трудоустраивать не просто руководство бывших фирм, но и весь руководящий персонал без исключения, начиная с уровня начальника отдела.
Абсолютное большинство наших респондентов согласилось с тем, что ужесточать меры нужно. И даже предлагали совсем запретить руководителям недобросовестных УК работать в сфере ЖКХ. О дисквалификации подобных начальников говорила и Анастасия Сулейманова. "Может быть, на первом этапе при наличии задолженности не давать возможность получения лицензии на другие дома", — предложила она.
Заместитель директора CП «Теплоэнергосбыт» АО «Омск РТС» Константин Винокуров настаивает на том, что подход должен быть только законодательный:
Если законодательство нарушается, значит, к каким-либо субъектам или организациям должны применяться законодательные меры. Они в законах у нас прописаны. В зависимости от того, какое нарушение. Если это уголовное преступление со стороны компании, значит, она должна нести уголовную ответственность — если они деньги воруют, к примеру. Если это административное нарушение, то у нас есть законы, которые предполагают наказание и за это: от беседы до штрафных санкций.
О законе и о том, что все меры воздействия уже предусмотрены, говорил и заместитель директора по сбыту ООО «Иркутскэнергосбыт» Андрей Харитонов:
Вопрос в ненадлежащем контроле и нежелании надзорных органов использовать данные нормы при обращениях ресурсоснабжающих организаций. Таким образом, проблема не в нормах, а в их исполнении.
Штрафы для должников
В ходе исследования был поднят вопрос и о повышении штрафов для управляющих организаций, задерживающих оплату ресурсов. Причем предлагалось поднять его до такого уровня, чтобы УК было выгоднее брать официальный кредит в банке, нежели быть должником. То есть, как вариант, 30% годовых с первого дня образования задолженности за тепло.
Многие руководители предприятий выразили опасение, что от штрафов в первую очередь пострадают жители, собственники квартир. Этой точки зрения придерживается Андрей Харитонов:
Источником погашения предлагаемых высоких штрафов снова будут те же денежные средства, которые собрала управляющая компания за коммунальные ресурсы. То есть, повышение штрафа приведет к еще большим неплатежам.
Анастасия Сулейманова отметила, что штрафные санкции на данный момент уже ужесточены:
Причем эти штрафные санкции для населения наступают в течение тридцати дней с момента просрочки, а для управляющих компаний — с первого дня. Уже созданы довольно жесткие условия. Еще повышать штрафы смысла нет. Это лишь увеличит задолженность.
Константин Винокуров согласился, что повышать ответственность УК нужно. Однако он усомнился в том, что управляющие компании будут платить штрафы. На взгляд Константина Юрьевича, нужно подходить к каждой ситуации индивидуально. Выяснять, почему это случилось. «Может оказаться, что люди не оплатили, поэтому и компания не заплатила».
Прямые расчеты
Выходом из сложившейся трудной ситуации с УК многие руководители видят переход на прямые расчеты собственников с РСО. Нужно исключить управляющую организацию из схемы расчета между потребителями и РСО, считает заместитель директора по сбыту ООО «Иркутскэнергосбыт» Андрей Харитонов.
Поддерживает эту идею и министр строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Николай Рузавин. Ведь сейчас, как он пояснил, ресурсоснабжающие организации нередко оказываются в сложной ситуации, «поскольку их платежеспособность полностью зависит от своевременной и полной оплаты собственниками жилых и нежилых помещений за предоставленные жилищно-коммунальные услуги».
Когда мы деньги за свой ресурс берем сами, мы больше получаем, у нас сборы выше, — отметил Константин Винокуров. А вот заместитель гендиректора «Энергосбытовой компании Кузбасса» отметила, что здесь все не так просто.
Есть разные понятия: прямая оплата и прямые договоры. При прямой оплате, когда собственник платит непосредственно ресурсоснабжающей организации, важно организовать обмен данными, когда какой собственник заплатил, какой не заплатил. А прямые договоры — по ним уже есть, кстати, законопроект — накладывают дополнительные затраты на ресурсоснабжающие организации. Каждому ресурснику нужны будут юристы, работники по доставке квитанций уведомлений. Цена за услуги по ЖКХ при этом вырастет, — Анастасия Сулейманова.
Добавим, прямые расчеты могут быть и без договорных отношений между собственниками и РСО. Ответственность за эксплуатацию внутридомовых инженерных сетей при этом остается за управляющей компанией. На сегодня такой механизм существует, однако предполагается, что решение о переходе на прямые расчеты должно принимать общее собрание собственников.
Расчетно-кассовые центры
Многим РСО проще было бы работать через расчетно-кассовые центры (РКЦ). Главное, чтобы при этом была прозрачная схема распределения и прохождения платежей. И целевая направленность, при которой деньги по статье «отопление» пойдут именно на отопление.
Мы поддерживаем инициативы правительства о создании подобных центров на базе гарантирующих поставщиков и единых теплоснабжающих организаций, — Андрей Харитонов.
Создание РКЦ считает хорошим выходом для РСО и для населения и Анастасия Сулейманова. «Причем, это более удобно для ресурсоснабжающих организацией, чем прямые расчеты», — отметила она.
А вот Константин Винокуров рассказал, что у предприятия есть свой сбыт, который он, собственно, и возглавляет. «Мы обходимся при расчетах без управляющих компаний и без РКЦ», — пояснил он.
Впрочем, добавил он, РКЦ для ресурсников — направление новое и перспективное. Только нужно выяснить, как он будет работать, на базе какой организации, кто туда войдет, какие затраты нужно будет нести. Если отработать эти позиции, нивелировать риски, то, возможно, такой метод расчетов будет даже лучше, резюмировал Константин Винокуров.
Добавим, руководителей некоторых предприятий волнует вопрос лишних затрат при расчетах через РКЦ. Не везде возможно включить в тарифы оплату услуг расчетных центров. К примеру, водоканалам для этого требуются новые поправки в законодательстве.
Удобные авансы
Еще более системной и предсказуемой работу РСО могли бы сделать поправки в Жилищный кодекс РФ, предусматривающие введение предоплаты за энергоресурсы.
В настоящее время коммунальные и энергетические предприятия обязаны поставлять ресурс авансом. При этом налоги и другие обязательные платежи ими оплачиваются не по факту получения денег, а по факту отгрузки. Многие эксперты приводят в пример отрасль телекоммуникации, где практикуется предоплата за оказываемые услуги. В ЖКХ и энергетике можно было бы разработать линейку «пакетных тарифов», внутри которых будет определяться стоимость каждого конкретного энергоресурса — чем больше объемы потребления, тем ниже цена.
Получение предоплаты за поставленные ресурсы — мечта любого поставщика. Однако необходимо понимать, что большинство территорий Иркутской области являются депрессивными. Огромная часть населения нашего региона живет за чертой бедности. Поэтому выставление счетов за коммунальные ресурсы с требованием предварительного аванса с последующим применением штрафных санкций еще более усугубит ситуацию с платежами, — Андрей Харитонов, заместитель директора по сбыту ООО «Иркутскэнергосбыт».
Заместитель директора CП «Теплоэнергосбыт» АО «Омск РТС» Константин Винокуров пояснил, что такая система оплаты была бы экономически выгоднее для предприятия. Снялись бы некоторые риски.
У нас, кстати, частично есть авансовый метод расчета с некоторыми предприятиями. В части населения нет законодательного закрепления авансовых платежей, но когда за тепло рассчитывались в течение года, то в некоторые моменты возникало авансирование, - Константин Винокуров.
Удобными были бы авансовые платежи и для «Энергосбытовой компании Кузбасса». Анастасия Сулейманова привела в пример магазин, в котором «нам никто без денег ничего не дает». И телефонную связь, за которую мы платим авансом. Анастасия Васильевна уверена, что рано или поздно страна придет и к авансовым платежам за ресурсы. Она отметила, что это вопрос времени. Не в течение года, но на каком-то отрезке — лет в десять — можно народ приучить к авансовой системе платежей.
Вопрос повышения платежной дисциплины решается не первый год, однако ощутимого прогресса на этом поприще пока не видно. Результаты проведенного исследования показали, что наиболее эффективным путем для решения этой проблемы станет создание прозрачной схемы сбора денег за потребленные энергоресурсы, без посредников и подводных камней. При этом ее разработка сопровождается постоянным поиском компромиссов между потребностями поставщиков и возможностями потребителей энергоресурсов.