Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения контрольных мероприятий за I полугодие 2015 года
18.07.2015 | 14:00


Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения за первое полугодие 2015 года контрольных мероприятий реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту многоквартирных домов, а также выполнения субъектами Российской Федерации условий предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации.

С начала 2015 года мониторинг целевого и эффективного использования денежных средств Фонда был осуществлен в 44 регионах страны. Работниками Департамента мониторинга и контроля Фонда ЖКХ с участием представителей контрольно-надзорных органов (прокуратуры, контрольно-счетных органов, МВД РФ) было проведено 48 выездных проверок в субъектах РФ, из которых 26 были плановыми, 22 - внеплановыми, при этом были проверены 1 308 многоквартирных домов на территории 175 муниципальных образований.

Основное внимание в ходе проведения мониторинга уделялось:

проверке достижения субъектами РФ целевых показателей реализации программ переселения;

оценке реализации первого этапа долгосрочной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2013-2017 годов, срок реализации которого истек в 2014 году;

проверке хода реализации второго этапа (2014-2015 годов) долгосрочной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2013-2017 годов;

оценке качества строительства домов по программам переселения 2013-2017 годов, в которых предоставляются (планируют предоставляться) гражданам жилые помещения в рамках реализации программ;

соблюдению требований, предусмотренных дополнительным соглашением к договору о долевом финансировании по приемке законченных строительством домов и жилых помещений во вновь возведенных домах, в том числе обеспечению участия представителей общественного контроля и по информированию граждан, подлежащих переселению; анализу государственных (муниципальных) контрактов, гражданско-правовых договоров, заключаемых в ходе реализации региональных адресных программ переселения;

выявлению подрядных организаций, нарушивших сроки выполнения муниципальных контрактов;

оценке качества выполненных работ по проведенному капитальному ремонту, а также анализу работы региональных фондов капитального ремонта многоквартирных домов. 

По итогам выездных мониторинговых мероприятий, проведенных в 1 полугодии 2015 года, выявлялись факты незавершения реализации первого этапа программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обусловленные в основном тем, что дома не закончены строительством и не введены в эксплуатацию. В частности, такая ситуация зафиксирована в ряде проверенных муниципальных образований на территории 25 субъектов РФ: республик Бурятия, Калмыкия, Коми, Тыва, Чувашской Республики, Забайкальского, Красноярского, Ставропольского краев, Архангельской, Брянской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Липецкой, Мурманской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской, Ростовской, Саратовской, Смоленской, Тверской, Томской и Тульской областей. В связи с нарушениями, выявленными в ходе выездной проверки в Красноярском крае, региону было приостановлено предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию программ переселения в части средств, рассчитанных в соответствии с частью 1.1 статьи 23 Федерального закона № 185-ФЗ. Также в первом полугодии 2015 года в 4 регионах страны (Красноярском крае, Брянской, Костромской и Саратовской областях) в ходе проверок были установлены факты предоставления в Фонд недостоверной информации в составе годовых отчетов. В связи с чем указанным субъектам РФ были выставлены соответствующие штрафы.

В рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 1 августа 2014 года № ДК-П9-164пр Фондом в первом полугодии 2015 года на территории 24 субъектов РФ Фондом были проведены выборочные проверки качества строительства домов в рамках долгосрочных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2013 – 2017 годов в объеме не менее чем 10 процентов от площади помещений, предоставляемых (подлежащих предоставлению) гражданам в ходе реализации указанных программ.

В ходе указанных проверок замечания по качеству подлежащего предоставлению гражданам жилья были зафиксированы в 71 многоквартирных домах в 19 регионах (республиках Алтай, Карелия, Кабардино-Балкарской Республике, Марий Эл, Ингушетия, Северная Осетия – Алания, Удмуртской Республике, Ставропольском крае, Красноярском крае, Астраханской, Белгородской, Вологодской, Курганской, Липецкой, Мурманской, Ростовской, Рязанской, Томской областей, Ханты-Мансийском АО).

Основные причины задержки сроков окончания строительства домов и нарушений качества связаны с ненадлежащим исполнением обязательств по контрактам со стороны застройщиков и подрядных организаций. Во многих случаях проблемы, связанные со сроками строительства и ненадлежащим качеством жилья, являются следствием того, что контракты заключаются с организациями, не имеющими достаточного опыта, квалификации и необходимой материально-технической базы, а также в связи с отсутствием должного строительного контроля заказчика и лица, осуществляющего строительство, в соответствии с требованиями, предусмотренными градостроительным законодательством.Информация об организациях, нарушивших условия заключенных муниципальных контрактов, по итогам проведенных проверок регулярно публикуется на сайте Фонда. Только за первое полугодие 2015 года выявлены 35 подрядных организаций, из которых по вине 20 были сорваны сроки строительства 33 домов в 9 регионах (республиках Коми, Калмыкия, Ставропольском крае, Томской, Ивановской, Вологодской, Псковской, Липецкой, Курганской областях), а 15 организациями были допущены нарушения строительных норм и правил при строительстве 23 домов в 7 регионах (Республике Алтай, Ленинградской, Саратовской, Белгородской, Рязанской, Мурманской, Свердловской областях).

Также в 2015 году Фондом в рамках мониторинга осуществлялся анализ государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых в ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. За шесть месяцев 2015 года были проанализированы контракты в 20 субъектах РФ, в результате чего было установлено, что в 9 регионах (республиках Северная Осетия – Алания, Алтай, Тыва, Кабардино-Балкарской Республике, Ставропольском крае, Томской, Калининградской, Астраханской, Липецкой областях), контракты не соответствуют типовым (примерным) формам, а именно: отсутствуют графики производства работ и этапы их оплаты; не предусмотрены обеспечительные меры исполнения контракта (депозит, банковская гарантия); при заключении муниципальных контрактов после июля 2014 года не соблюдены рекомендации Фонда о наличии в них графиков производства строительно-монтажных работ с условием отчетности по этапам их исполнения; отсутствуют указания точного адреса строящегося дома, в котором приобретаются жилые помещения.

При проведении контрольных мероприятий реализации программ по капитальному ремонту многоквартирных домов также были выявлены нарушения.

Так, Фондом выявлялись факты выполнения работ по капитальному ремонту с нарушениями технологии их производства, в том числе несоблюдения на должном уровне требований градостроительного законодательства в части осуществления строительного контроля заказчика и подрядчика (застройщика) за ходом выполнения строительных работ. За первое полугодие 2015 года подобные нарушения установлены в 14 регионах (республиках Ингушетия, Крым, Северная Осетия – Алания, Красноярском крае, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Вологодской, Липецкой, Мурманской, Псковской, Ростовской, Рязанской областях и г. Севастополь).

В 3 субъектах Российской Федерации (республики Алтай, Северная Осетия – Алания, Ростовская область) выявлено использование средств финансирования на оплату работ, не предусмотренных методическими рекомендациями по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом.

В 5 субъектах Российской Федерации (Республика Крым, Вологодская, Ростовская области, Ханты-Мансийский АО, г. Севастополь) выявлены факты оплаты фактически не выполненных при проведении капитального ремонта работ, при этом в Республике Крым и г. Севастополе установлены факты выплаты аванса за выполнение работ по капитальному ремонту в размере, превышающем установленный частью 4 статьи 20.13 Федерального закона о Фонде.

В 9 регионах (республиках Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Тыва, Вологодской, Липецкой, Ростовской, Рязанской, Псковской, Томская областях) выявлены нарушения порядка расходования средств финансовой поддержки.

Например, в Рязанской области сумма возникшей экономии средств, выделенных на проведение работ по капитальному ремонту, не была перераспределена. В Республике Северная Осетия – Алания, Республике Тыва, Вологодской и Ростовской областях в нарушение части 9 статьи 20 Федерального закона акты выполненных работ не были согласованы с органами местного самоуправления.

Также специалистами Фонда было выявлено несоблюдение стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 в 10 субъектах РФ (Республике Алтай, Кабардино-Балкарской Республике, Марий Эл, Астраханской, Белгородской, Калининградской, Курганской, Липецкой, Псковской, Рязанской областях).

Кроме того, за истекшие полгода рабочими группами Фонда в ходе выездного мониторинга рассмотрено 24 жалобы (в том числе на качество капитального ремонта - 8, по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда - 16) в 14 субъектах РФ: республиках Карелия, Марий-Эл, Коми, Северная Осетия (Алания), Удмуртской Республике, Кабардино-Балкарской Республике, Красноярском крае, Ставропольском крае, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Вологодской, Липецкой и Псковской областях.

В первом полугодии 2015 года Фонд продолжил работу по взаимодействию с Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию», а также региональными центрами общественного контроля.

Так, Фондом принимаются меры реагирования по обращениям Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», региональных центров общественного контроля, а также по сообщениям в средствах массовой информации о наличии фактов строительства домов ненадлежащего качества в рамках программ переселения. Внеплановые выездные проверки были проведены в Свердловской, Московской, Ленинградской и Тамбовской областях.

Всего на контроле Фонда на данный момент находятся мероприятия по устранению нарушений по качеству в 309 домах в 51 субъекте РФ, из которых по 129 домам регионы сообщили об устранении нарушений, по остальным домам ведутся работы по их устранению.

Информация о результатах выездных проверок направляется Фондом в ОНФ и региональные органы прокуратуры. Кроме этого, в случаях наличия грубых нарушений информация о таких фактах направляется Фондом в Генеральную прокуратуру и ГУЭБиПК МВД России.

Фонд продолжает совместную работу с НП «ЖКХ Контроль», направленную на обеспечение общественного контроля за качеством жилья при приемке законченных строительством домов и жилых помещений в рамках реализации программ переселения, а также на участие региональных представителей организации в проведении выездных контрольных мероприятий Фонда. В адрес НП «ЖКХ Контроль» направлено обращение с просьбой об оказании содействия в проверке специалистами региональных отделений сведений о результатах проверок домов, представленных в Фонд органами исполнительной власти субъектов РФ, в которых автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр «Особое мнение»» были выявлены строительные дефекты жилых помещений, предоставленных в рамках программ переселения. Ход устранения выявленных недостатков остается на контроле Фонда.

Также в ходе проведения мониторинговых мероприятий реализации рассматриваются результаты общественного мониторинга домов, построенных в 2014 году в рамках программы переселения, проведенного НП «ЖКХ Контроль» с использованием Методических рекомендаций Фонда.

Во исполнение пункта 4.2 протокола Всероссийского селекторного совещания от 28 ноября 2014 года № ДК-П9-227пр Департаментом мониторинга и контроля организована работа по сбору информации о формировании и деятельности в субъектах РФ и муниципальных образованиях комиссий с участием представителей органов государственного жилищного надзора, архитектуры, санитарного надзора, государственного пожарного надзора, государственного строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности в целях обеспечения приемки домов, построенных в рамках реализации программ переселения. По итогам выездных проверок, проведенных в первом полугодии 2015 года, установлено, что в Псковской области комиссии не созданы, в Белгородской, Рязанской, Курганской, Брянской, Астраханской, Волгоградской областях, республиках Алтай, Марий Эл, Северная Осетия (Алания) и Кабардино-Балкарской Республике указанные комиссии созданы, но приемка домов и жилых помещений в I квартале 2015 года ими не осуществлялась. По информации, представленной регионами, на текущий момент с участием комиссий осуществлена приемка 364 из 538 домов, введенных в эксплуатацию.

Справочно:

В рамках взаимодействия с органами прокуратуры РФ:

В 2015 году по результатам рассмотрения направленных Фондом в региональные прокуратуры актов проверок прокурорами 21 регионов страны, всего внесено 114 представлений об устранении нарушений требований законодательства, из них: 75 – в связи с нарушениями, выявленными при реализации, программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда; 16 – в связи с невыполнением требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации № 731 (в частности раскрытия информации о деятельности управляющих организаций); 4 – в связи с нарушениями, выявленными при реализации программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов; 21 – в связи с прочими нарушениями. В 9 субъектах РФ (республики Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Иркутская, Курганская, Липецкая, Нижегородская, Тверская, Оренбургская области) были возбуждены дела об административных правонарушениях, объявлялись предостережения о недопустимости нарушения закона, виновные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности.

Для решения вопросов об уголовном преследовании, соответствующие материалы проверок направлялись в следственные органы 9 субъектов Российской Федерации (Ставропольский край, Белгородская область, Оренбургская область, Псковская область, Свердловская область, Смоленская область, Иркутская область, Липецкая область, Мурманская область). С использованием материалов проверок Фонда расследуется 3 уголовных дела на территории 3 регионов (Архангельская область, Свердловская область, Томская область).

В частности, в ходе выездной проверки на территории Томской области в марте 2015 года специалисты Фонда при осмотре жилья, предоставленного гражданам в рамках программы переселения 2013-2014 годов в доме № 16 по ул. Ивана Черных в г. Асино, обнаружили грибковые образования и протечки в квартирах и на лестничных клетках, трещины на стенах и потолках, кроме того, тепловизионное обследование выявило утечки тепла на фасаде здания и непосредственно внутри квартир. Прокуратура области после получения этих данных провела свою проверку, которая выявила серьезные нарушения в сфере пожарной безопасности. По этим материалам Томское управление Следственного комитета России возбудило уголовное дело о халатности местных властей.

В рамках взаимодействия с органами МВД России в 2015 году в ГУЭБ и ПК МВД России направлена информация о выявленных нарушениях в 8 субъектах РФ (республиках Башкортостан, Крым, Белгородской, Волгоградской, Ленинградской, Ростовской, Тверской областях и городе Севастополь). В феврале 2015 года проведен совместный мониторинг реализации региональной программы капитального ремонта МКД 2014-2015 годов в Московской области. Кроме того, по информации МВД России, в 2015 году с использованием материалов Фонда возбуждены 2 уголовных дела в Республике Ингушетия в отношении бывшего главы администрации г. Назрань Оздоева Б.Д. и инспектора отдела технического надзора Харсиева М.Д. по ч. 1 и 2 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ч. 2 ст. 292 (служебный подлог) за оплату 14 160,755 тыс. руб. невыполненной работы по строительству дома в рамках реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

В рамках соглашения о взаимодействии, Фондом в Росфиннадзор были направлены информационные письма о результатах выездных проверок, проведенных Фондом в субъектах РФ в первом и втором кварталах 2015 года.

В рамках взаимодействия с контрольно-счетными органами в первом полугодии 2015 года в Фонд поступили акты проверок и материалов о наличии выявленных нарушений по региональным адресным программам, реализуемым в рамках 185-ФЗ, из 11 субъектов РФ. В свою очередь Фондом направлены акты о результатах проведенных контрольных мероприятий в адрес контрольно-счетных органов 26 регионов.

"Фонд содействия реформированию ЖКХ"