Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в России
19.08.2015 | 15:30


Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Российской Федерации, несмотря на проводимые уже десятки лет преобразования, все еще остается одним из малоэффективных секторов экономики страны и нуждается в дальнейшем реформировании.

С 2000-х годов, на территории России при поддержке федерального правительства реализовывалось большое количество программ по реформированию ЖКХ, направленных на модернизацию и обновление инженерных сетей и основных фондов отрасли. Данные программы также предусматривали внедрение энергосберегающих технологий, формирование института эффективного собственника, совершенствование системы социальной защиты и поддержку наиболее уязвимых слоев населения.

Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия, большое число россиян все же было не довольно качеством услуг, предоставляемых ЖКХ.

Проект Всемирного банка «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России», стартовавший в 2010 году, призван помочь решению вышеуказанной проблемы, путем оказания практического и технического содействия участвующим в проекте городам при реализации реформ в сфере ЖКХ, а также предоставления инвестиций в объекты инфраструктуры. Объем финансирования проекта из средств займа Всемирного банка составил 200 млн. долл. США. Из них 19,3 млн. долл. США выделено на финансирование технического содействия, и 175 млн. долл. США на финансирование инвестиционных планов городов, а 5,7 млн. долл. США направлены на операционные расходы.

Города для участия в проекте были отобраны на конкурсной основе, среди них:

десять «основных» городов: Братск, Волжский, Иваново, Набережные Челны, Нефтеюганск, Новокуйбышевск, Оренбург, Саранск, Тула, Чебоксары; а также
четыре «резервных» города: Архангельск, Димитровград, Пятигорск и Череповец.
Реализация проекта проходит в два этапа. Первый этап – институциональный: претворение в жизнь принятых городами-участниками программ реформирования жилищно-коммунального комплекса за счет собственных средств и усилий при техническом содействии со стороны экспертов, финансируемых из средств проекта. Второй этап – инвестиционный: предоставление инвестиций в объекты инфраструктуры ЖКХ из средств проекта, проводимое в соответствии с разработанными городами инвестиционными планами.

Несмотря на то, что многое еще предстоит сделать, уже достигнут существенный прогресс в повышении качества услуг ЖКХ во всех 14 городах-участниках проекта. В ходе реализация программ реформирования ЖКХ, возросла доля жителей среди населения городов, по мнению которых качество услуг ЖКХ улучшилось: в 2013 году она составила 61% по сравнению с 54% на начало реализации проекта в 2010 году. В городах, где инвестиционные контракты уже реализованы, данный показатель значительно больше - например, в Набережных Челнах он составляет 80%.

Количество частных компаний - среди всех организаций коммунального комплекса, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров - достигло 77% в 2013 году по сравнению с 71% на начало реализации проекта. Доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры составила в 2013 году 54%, хотя в 2009 году этот показатель не превышал 36%. 14 городов-участников к 2013 году выполнили предложенную ими программу реформирования не менее чем на 80 процентов, при плановом значении - 10 городов.

В северо-восточном районе города Набережные Челны был произведен капитальный ремонт кольцевых сетей водоснабжения и самотечных коллекторов хозяйственно-бытовой канализации. Кроме того, в городе была произведена реконструкция разводящих сетей водоснабжения и реконструкция напорных коллекторов двух канализационно-насосных станций. Реализация данных мероприятий позволила снизить уровень аварийности коллекторов и обеспечить бесперебойное водоотведение городских стоков.

В городе Нефтеюганске реализован проект по реконструкции тепловых сетей, включающий прокладку 1600 м нового трубопровода и изменение архитектуры прокладки сетей, в результате чего значительно повысилась надежность снабжения потребителей тепловой энергией за счет снижения потерь тепла, уровня утечек и общего уровня аварийности сетей.

В городе Волжском были реконструированы биологические очистные сооружения и здания решеток и произведена замена более 3 км кабельных линий. В результате сокращения количества засоров на станции очистки, снижения объемов осадка, вывозимого на хранение, повышения качества очистки воды, в городе улучшилась экологическая ситуация.

Во всех городах-участниках проекта практически полностью ликвидирована задолженность по социальным выплатам, подготовлены муниципальные планы инвестиций, увеличилось количество многоквартирных домов, обслуживаемых профессиональными управляющими компаниями.

На сегодняшний день, реализация комплекса мероприятий в рамках проекта оказала существенное воздействие на ход программы реформирования и общую ситуацию в сфере ЖКХ в городах-участниках проекта. В тоже время, опыт и результаты, накопленные ими в ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства, предусмотрено обобщить и распространить среди регионов и городов России, а также предложить к применению в сфере ЖКХ в других странах мира.

"ВСЕМИРНЫЙ БАНК"