Энергетическое развитие территории в условиях ограничения финансовых ресурсов
09.10.2015 | 12:00


В ближайшие 3-5 лет нам придется жить при жесткой денежно-кредитной и бюджетной политике, поэтому актуальность вопроса энергетического развития территорий в условиях ограничения финансирования чрезвычайна актуальна.

Проблемы энергетического развития территорий специалистам хорошо известны, это:

1.     Постепенное увеличение энергопотребления от сложившегося пониженного (из-за падения производства) уровня, вследствие строительства, роста экономики и энергопотребления домохозяйств.

2.     Пиковый характер потребления энергоресурсов как годового, так и суточного. В зимнее время из-за низкого качества теплоснабжения и использования электроэнергии в термических целях.

3.     Износ электросетевого и теплосетевого хозяйства в связи с недофинансированием энергоснабжающих организаций, повышением ставок по кредитам, низким качеством эксплуатации, технологических ограничений.

4.     Низкое качество планирования энергетического развития территорий при высокой стоимости создания новых мощностей.

5.     Формальная разработка программ территориального планирования, энергосбережения.

6.     Наличие системных ошибок в схемах теплоснабжения, отсутствие системной увязки плановых документов.

Износ электросетевого и теплосетевого хозяйства, на который всегда ссылаются, как правило, оценивается по бухгалтерскому учету и крайне редко проводится технический аудит. Например, мы анализировали систему централизованного теплоснабжения города Можайска. По бухгалтерии износ трубопроводов составлял 80-90%, однако анализ, в т. ч. и статистики отказов, показал, что все обстоит совсем не так плохо и реально, по нашему мнению, можно справиться с модернизацией системы транспорта тепла преимущественно в рамках ремонтной программы с небольшой реконструкцией, которая может быть включена в утвержденную схему теплоснабжения.

Анализ работы многих теплоснабжающих и теплосетевых организаций показал, что почти везде имеются большие резервы, связанные с низким качеством специалистов, неграмотной эксплуатацией, неплатежами за потребленные энергоресурсы. При грамотной работе с неплательщиками удается существенно снизить объем неплатежей. Все это позволяет говорить о том, что и при нынешних тарифах во многих случаях можно успешно работать. Конечно, особенно в маленьких поселениях существуют настолько изношенные котельные и сети, что там нужна тотальная замена, но во многих случаях можно работать и при недофинансировании (существующих тарифах, отсутствии реального бюджетного финансирования и высоких ставках по банковским кредитам).

Проблем добавляет и разделение системы управления энергоснабжением. Как правило, на региональном уровне электроэнергией и топливом занимается Министерство энергетики, а теплоснабжением - Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

В области управления энергоснабжением и энергетическим развитием роль министерств энергетики в регионах растет, так как эти органы исполнительной власти отвечают за вопросы энергосбережения, которое охватывает все виды энергоснабжения, включая снабжение топливом.

Одним из наиболее эффективных способов сглаживания пиков является высвобождение мощности, т.е. фактически энергосбережение. Управление нагрузкой и повышение качества теплоснабжения позволяет существенно демпфировать проблемы электропотребления на нужды отопления.

Сценарии энергетического развития региона

Энергетическое развитие региона может идти по двум основным сценариям, не исключающим друг друга:

1.     Новое строительство и реконструкция источников и сетей.

2.     Высвобождение и перераспределение мощности, продление ресурса источников и сетей и эффективная эксплуатация, т.е. наведение порядка.

Первый вариант у нас очень любят все, и в инвестиционных программах этому уделяется основное внимание. Однако на новое строительство, особенно в условиях кризиса, нет средств.

Второй вариант, как правило, позволяет решить проблему дешевле. Высвобождение мощности и наведение элементарного порядка в энергоснабжающих организациях - в структуре управления, кадрах, по продлению ресурса и ремонтным возможностям и по многим другим направлениям, а также управление спросом потребителей, позволяет решить проблему меньшими средствами. Однако этот способ сложнее в реализации и управлении, поскольку эффекты от выполняемых мероприятий также носят системный характер и проявляются в разных элементах системы энергоснабжения и энергопотребления.
На основе выполненной нами работы по заказу Минэнерго Московской области мы предлагаем набор типовых решений, проектов, относительно дешевых, со сроком окупаемости до 5 лет для решения проблем высвобождения мощности и снижения потребления.

Примеры типовых решений

Примеры типовых решений для снижения пикового потребления при отрицательных температурах.

1. Снижение потребления энергии при модернизации систем наружного освещения. Эффекты:

·       снижение потребления электроэнергии во время вечернего пика потребления;

·       высвобождение электрической мощности в центрах нагрузки;

·       обеспечение качества осветительных приборов при организации муниципальных закупок.

2. Использование теплонакопителей вместо электрообогревателей. Эффекты:

Для объекта: экономия денежных средств за счет использования низкого «ночного» тарифа на электроэнергию.

Для муниципального образования и сетевой компании: снижение пика потребления электроэнергии, высвобождение электрической мощности.

Перевод половины потребителей Московского региона, суммарно использующих около 3000 МВт электрической мощности для целей отопления, на теплоаккумуляторы теоретически позволит в короткое время не только снизить пиковое потребление, но и превратить суточный график загрузки энергосистемы практически в прямую линию и выйти из состояния энергодефицита.

3. Исключение догрева помещений электроэнергией с помощью мероприятий, обеспечивающих высокое качество и надежность теплоснабжения. Эффекты:

·       снижение потребления электроэнергии во время пика потребления;

·       мероприятия по повышению качества теплоснабжения позволяют снизить топливопотребление и потребление электроэнергии на собственные нужды.


Примеры типовых решений для снижения энергодефицита.

1. Управление потреблением энергии:

·       снижение потребления электроэнергии в системах освещения (автоматизация систем наружного освещения, модернизация освещения в бюджетной сфере);

·       модернизация при текущих ремонтах электроприводов с применением совмещенных обмоток (российская разработка - снижает потребление на 10-30%);

 2. Развитие малой распределенной генерации:

·       производство электрической и тепловой энергии рядом с потребителем (промышленность, офисные и торговые центры), избегая необходимости строительства транспортной инфраструктуры;

·       снижение пиковых нагрузок в энергосистеме;

·       позволяет эффективно использовать альтернативное местное топливо (например, биогаз, пеллеты, торф) и удовлетворить специфические требования по качеству энергии, надежности, срокам запуска, экологии и т.д.

«Пе́ллеты (топливные гранулы) — биотопливо, получаемое из торфа, древесных отходов и отходов сельского хозяйства. Представляет собой цилиндрические гранулы стандартного размера».

Википедия – Свободная энциклопедия.

3. Управление реактивной мощностью и качеством электроэнергии для бытовых и мелкомобильных потребителей. Эффекты:

·       повышение пропускной способности сетей, возможность подключения потребителей без изменения или при снижении мощности энергоисточников;

·       существенное уменьшение технологических потерь энергии в сетях.

·       устранение у бытовых потребителей перекоса фаз и снижение коэффициента мощности позволяет сэкономить 10-40% электроэнергии.


Примеры типовых решений по модернизации электросетевого хозяйства.

1. Использование технологии передачи электроэнергии на напряжении 0,95 кВ.

Технология позволяет повысить пропускную способность низковольтной электросети; снизить потери электроэнергии (в т.ч. от несанкционированного подключения) и затраты на строительство и эксплуатацию электросетей, повысить управляемость сетью.

2. Применение вольтодобавочных трансформаторов.

Применение позволяет в более короткий срок и дешевле решить проблему обеспечения бытовых потребителей электроэнергией, соответствующей по величине напряжения и качеству требованиям нормативных документов.

Затраты на установку в 2-3 раза ниже по сравнению с затратами на установку новых ТП 10/0,4 кВ.

3. Кольцевание узловых схем присоединения трансформаторных подстанций.

Высвобожденные (до 35%) трансформаторные мощности позволяют принять новые нагрузки, снизить потери, увеличить пропускную способность сетей практически без дополнительных затрат и повысить надежность энергоснабжения.


Примеры типовых решений по модернизации систем теплоснабжения.

1. Организация систем учета и регулирования потребления тепловой энергии. Эффекты:

·       при установке приборов учета совместно с системами погодозависимого регулирования потребления возможен возврат средств за счет экономии без роста платежей жителей;

·       снижение потребления тепловой энергии в переходные периоды,

·       внедрение автоматизированных систем сбора и обработки информации и биллинга.

2. Комплексный проект повышения надежности тепловых сетей. Эффекты:

·       повышение энергоэффективности тепловых сетей;

·       снижение эксплуатационных затрат.

·       снижение собственных издержек;

·       снижение совокупных системных затрат;

·       снижение удельных затрат на выработку энергии;

·       повышение ресурса существующих сетей;

·       снижение бюджетных затрат;

·       рост капитализации.

3. Повышение эффективности существующих котельных. Эффекты:

·       снижение топливопотребления, применение местных видов топлива;

·       обеспечение качества и надежности теплоснабжения потребителей;

·       снижение затрат электроэнергии на собственные нужды;

·       повышение ресурса работы оборудования вместо строительства замещающих мощностей.


Повышение качества перспективного и текущего планирования. Эффекты:

1. Использование внутренних резервов:

·       снижение затрат на замену объектов энергетической инфраструктуры за счет повышения их ресурса и срока службы при организации эффективной эксплуатации и устранении причин роста аварийности;

·       вывод из работы неэффективного генерирующего оборудования при передаче нагрузки более эффективному.

·       совершенствование управления бизнес- процессами;

·       преодоление убыточности ресурсоснабжающих организаций.

2. Увязка программ энергосбережения и схем и планов территориального развития. Эффекты:

·       высвобождение мощности для энергетического развития территорий и компенсации дефицита электрической мощности, возникающей в период пиковых нагрузок, вместо дорогостоящего строительства новых мощностей;

·       учет общесистемных эффектов для снижения сроков окупаемости проектов

·       управление высвобождением мощности.

3. Экспертиза схем тепло-, электро- и водоснабжения. Эффекты:

·       обеспечение качественного и надёжного электроснабжения и теплоснабжения потребителей наиболее экономичным образом;

·       снижение топливопотребления.


Говоря об энергоэффективных проектах, хочу обратить внимание на технологию повышения напряжения в сетях распределенного низкого напряжения с 0,4 до 0,95 кВ, разработанную в ОАО «Россетти». Эта технология позволяет существенно удлинить питающие линии от питающего центра и снизить необходимость в дополнительных подстанциях. В частности, этой технологией сейчас активно заинтересовался Росавтодор для освещения дорог и улиц. Большой интерес вызывает также использование электроприводов с применением совмещенных обмоток (технология «Славянка»). По данным Института США и Канады РАН в рейтинге технологий энергосбережения, составленном в США, применение экономичных электродвигателей занимает второе место после комбинированного производства тепловой и электрической энергии.

Поскольку мы активно занимаемся теплоснабжением, особенно широкий круг решений предложен по модернизации систем теплоснабжения.


В заключение, я хотел бы еще остановиться на двух вопросах: повышение качества энергетического планирования и устранение барьеров при реализации проектов.

Для обеспечения высокого качества планирования необходимо уточнять полномочия исполнительных органов власти и обеспечивать системную увязку их деятельности. Например, в Московской области создана и функционирует Межведомственная комиссия, которая рассматривает схемы теплоснабжения и вопросы, связанные с присоединением нагрузок. Министерство ЖКХ имеет полномочия утверждать схемы теплоснабжения и типовое техническое задание на разработку и актуализацию схем, в то время как Министерство энергетики не имеет официальных полномочий проводить экспертизы и утверждать проекты муниципальных программ энергосбережения и утверждать техзадания на их разработку. Большинство программ, также как и планово-прогнозных документов градостроительного типа (в части энергетического развития) имеет низкое качество. Важно, чтобы во всех этих программах и в том числе в Схеме и программе развития электроэнергетики присутствовал раздел, который связан с мероприятиями по высвобождению мощности. Фактически речь идет об усилении энергетического планирования снизу, от муниципальных образований, муниципальных районов и районов электрических сетей, учете взаимного влияния различных программ энергосбережения и развития.

 

Устранение барьеров при реализации типовых проектов

При реализации типовых энергоэффективных проектов возникают различные экономические, правовые, организационные, технологические и социальные барьеры.

Основными барьерами при реализации проектов являются:

1. Недофинансирование. Способы преодоления:

·       качественная комплексная экономическая оценка проектов (системный подход с учетом изменения взгляда заинтересованных лиц на экономику эффектов, возникающих в разных элементах системы - в разных объектах, у разных собственников, для разных бюджетов, как у поставщиков ресурсов, так и у потребителей);

·       продление ресурса как альтернатива замене оборудования;

·       использование внутренних резервов (наведение порядка);

·       применение современных финансовых моделей (лизинг, энергосервис), создание внебюджетных фондов энергетического развития.


2. Отсутствие опыта реализации проектов. Варианты решения проблемы:

·       разработка нормативных и методических материалов, типовой конкурсной документации;

·       использование типовых проектов, показавших практическую эффективность, применение новых высокоэффективных технологий, прошедших апробацию;

·       обязательное привлечение профессионалов и экспертов для анализа проблем, разработки инвестпрограмм конкурсной документации и сопровождения проектов. Привлечение консультантов особенно необходимо при использовании современных финансовых моделей, использование которых связано с большими методологическими, юридическими и организационными сложностями.


3. Низкое качество реализации проектов. Способы повышения качества:

·       применение отраслевых стандартов качества в теплоснабжении (например, Системы качества в теплоснабжении Некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение»);

·       применение системы качества источников энергоэффективного освещения, элементы которой в настоящее время уже разрабатывается.


Хочу обратить внимание на разработку методических документов и типовой конкурсной документации. Как правило, невозможно найти деньги на такую разработку, особенно бюджетных средств.

На основании выполненных нами работ мы могли бы по отдельным видам проектов (прежде всего в сфере теплоснабжения) с привлечением экспертных организаций сделать соответствующий методический материал для применения его непосредственно в муниципальных образованиях. Сейчас появился закон о промышленной политике, в котором теоретически прописана возможность финансировать такого рода материалы из бюджетных средств. Проблема только в том, что производство и транспорт тепла в этом законе почему-то не рассматривается в качестве отрасли промышленности.

"Энергосовет - Портал по энергосбережению"