Кто остановит лифтопад
26.03.2016 | 14:00


Почему основные виновники трагедий с лифтами — эксплуатирующие организации — остались в стороне от подписанного соглашения, призванного помочь улучшить ситуацию с лифтовым хозяйством?

На днях технические комитеты Росстандарта «Строительство» (ТК 465) и «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов» (ТК 209) при участии Минстроя и ЖКХ РФ подписали соглашение о взаимодействии при разработке и внедрении стандартов и сводов правил в области строительства и эксплуатации средств вертикального транспорта.

Лестница на небеса

Признаюсь честно, отправляясь на это заседание, я не исключал того, что оно начнется… с минуты молчания. Ведь столько людей ежегодно гибнет в лифтах!

Например, аккурат за день до этого заседания в высотном жилом доме на северо-востоке Москвы сорвался лифт, в котором находилась женщина. Слава богу, лифт не упал вниз, в шахту, а застрял между 5-м и 6-м этажами. Находящуюся в состоянии шока несчастную женщину сотрудники МЧС извлекли из лифта и передали медикам.

Так что на этот раз обошлось без жертв. В отличие от трагедии, которая произошла в элитном столичном жилом комплексе «Алые паруса». Там в результате падения кабины одного из лифтов погибла 36-летняя женщина.

И такие случаи множатся год от года. Заходя в лифт, чтобы добраться до нужного этажа, человек порой оказывается, как это ни прискорбно, на небесах.

— Мы должны разобраться, почему гибнут люди. Я сама живу в сталинском доме, который попал в столичную программу по замене лифтов. И, честно говоря, моим первым желанием было — верните мне мой старый лифт: в нем я чувствовала себя более безопасно, чем в новом, — призналась заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Елена Сиэрра, под председательством которой прошло это заседание.

По идее, участники заседания, собравшиеся в зале ОАО «ЦНИИПромзданий», — а это были лифтовики и строители, — пусть и косвенно, но виновны в трагедиях, с пугающей регулярностью происходящих в стране. И я предполагал, что увижу проявления чувства вины за все эти ЧП с лифтами.

Но, увы, я ошибся. Ничего такого не наблюдалось: никаких посыпаний голов пеплом и самобичевания. Все прошло тихо, мирно и как-то слишком уж буднично.

Как вы думаете, с чего начался разговор на заседании? Правильно: с защиты. Но не людей, а… лифтов от людей, и в первую очередь от детей.

У кого что болит

По крайней мере, первый докладчик — председатель ТК 209, директор по техническому регулированию и стандартизации НП «Российское лифтовое объединение» Лев Вольф-Троп — об обеспечении безопасности людей в лифтах сказал лишь вскользь, двумя-тремя словами, ограничившись банальным призывом. Мол, надо обеспечить безопасность лифтов на всех стадиях жизненного цикла: проектирование, изготовление, монтаж, техническое обслуживание и эксплуатация.

Зато защите лифтов от людей, от их вандальных действий Лев Иосифович посвятил несколько обширных тирад.

— Это достаточно важная часть нашей работы, особенно в жилищном секторе, где вандализм переходит всякие границы, — горестно покачал головой г-н Вольф-Троп. И сообщил, что разработаны стандарты по вандалозащищенности, в том числе «с помощью предметов, которые используются при вандальных действиях». Как говорится, у кого что болит, тот о том и говорит…

Обеспечение безопасности лифтового хозяйства — так определила цель соглашения заместитель министра. У г-на же Вольф-Тропа по этому поводу несколько иное мнение. На его взгляд, взаимодействие лифтовиков со строителями налаживается для того, чтобы, «во-первых, показать, на что способны лифтовики, а, во-вторых, пролоббировать интересы российских предприятий».

Т.е. во главу угла ставится рубль. Главное — заработать деньги, а безопасность людей — дело второстепенное.

 Обсуждение темы явно пошло не в ту сторону, и Елена Сиэрра, как женщина умная, вынуждена была вмешаться, чтобы направить выступления докладчиков в нужное русло. Вандализм — это, конечно, беда, но не главная. Настоящая трагедия в том, что гибнут люди.

— Сегодня мы должны сделать акценты на вопросах безопасности, на требованиях 384-ФЗ «О безопасности зданий и сооружений». К сожалению, в последнее время произошло несколько трагедий, связанных с эксплуатацией лифтов, что привело к человеческим жертвам, — напомнила замминистра.

Именно на этом она попросила сделать акцент в своем выступлении и следующего докладчика — заместителя директора департамента ЖКХ Минстроя РФ Олесю Лещенко.

Померялись крутизной

По мнению г-жи Лещенко, все беды случаются на этапе эксплуатации и обслуживания лифтового хозяйства. После несчастного случая в ЖК «Алые паруса» Минстрой инициировал внеплановые проверки лифтов во всех жилых домах. Совместно с Ростехнадзором ведомство проверило лифты по всей стране.  В общем, как это у нас часто бывает, после того как грянул гром, начались авральные проверки со стороны контролирующих органов.

— Результаты тревожные: выявлено большое количество нарушений, все материалы переданы в Ростехнадзор, — сообщила Олеся Лещенко и добавила: — Однако наша задача — выработать системные подходы, чтобы преодолеть эту негативную тенденцию.

Увы, как раз выработки такого «системного подхода» в ходе заседания я так и не увидел. Кстати, замминистра уже после второго выступления покинула заседание, сославшись на сильную занятость, и после ее ухода разговор вновь пошел явно не в ту сторону.

Вторая часть заседания носила откровенно рекламно-презентационный характер. Руководители предприятий-изготовителей лифтов наперебой, просто-таки взахлеб принялись расхваливать свою продукцию. Речь шла о том, кто круче и «флагманистее».

— Наш завод является лидером по объему и номенклатуре выпускаемой продукции, — с гордостью заявил технический директор ОАО «Щербинский лифтостроительный завод»Юрий Радин.

— Ничуть не умаляя достоинств продукции коллег из Щербинки, скажем, что все-таки флагманом отечественного лифтостроения является Карачаровский лифтостроительный завод, — запротестовал главный конструктор этого предприятияИгорь Апальков.

В том же духе выступили представители Серпуховского лифтостроительного завода и предприятия «ОТИС Россия».

Все  в один голос говорили о том, что безопасность лифтов ставится на заводах во главу угла — при разработке, производстве и поставках. Все подчеркивали, что имеются все сертификаты — российские и международные. Все работают над тем, чтобы их продукция соответствовала современным техническим регламентам и стандартам безопасности, комфорта и надежности.

Замечательно! Но на заседании было представлено лишь четыре лифтостроительных завода. Сегодня же в стране действует множество всевозможных фирм и фирмочек. Они обещают управляющим компаниям «быстро и недорого» заменить лифтовое оборудование, но при этом имеют лишь бумажку с названием фирмы и печатью при полном отсутствии какого бы то ни было опыта в этом деле.

Так кто же виноват

Как решать эту проблему? Кто скажет, какую продукцию они выпускают? В каких испытательных лабораториях лифты проходят проверку, если в целом по стране таких лабораторий раз-два и обчелся? Кто и каким образом будет наводить порядок среди производителей? Об этом — ни полслова!

Еще одна проблема в том, что собственники вправе сами выбирать, с какой из обслуживающих лифты фирм им заключать договоры и как определять критерии своего выбора: качество или стоимость услуг. И выбор не всегда в пользу качества — а значит, безопасности.

Выиграв конкурс по демпинговым ценам, фирмы не обеспечивают полного пакета предполагаемых услуг, экономят на безопасности.

Не секрет, что люди в основном гибнут на изношенных и устаревших лифтах. В России 550 тыс. лифтов, 30% из них давно выработали свой ресурс, и их надо срочно менять.

На проблему неисправных лифтовых механизмов также обращал внимание замминистра строительства и ЖКХ РФ Олег Бетин. По его подсчетам, замена всех аварийноопасных подъемных механизмов будет стоить государству 200 млрд руб. Немалые деньги! А замена только одного старого или пришедшего в негодность лифта обходится в 1,5 млн руб.

Понятно, что у собственников жилья и  большинства УК таких денег нет. Где брать средства? Как создать реальный механизм накопления для финансирования капремонтов лифтов? Об этом на заседании — ни гу-гу!

Так кто же виноват, что лифты падают, как созревшие яблоки по осени? Оказывается, виноваты все, кроме лифтовиков и строителей! Эта мысль на заседании прозвучала ясно и четко. И прежде всего виноваты эксплуатирующие организации. Именно они, проклятые, нерегулярно и неправильно проводят техобслуживание лифтов. Вот люди и гибнут.

— Лифты выходят из заводских ворот безопасными, а вот в ходе их эксплуатации уже возникают сбои, — посетовал генеральный директор Ассоциации «Лифтсервис» Алексей Захаров. — Беда в том, что сегодня не установлены требования к эксплуатирующим организациям…

Действительно, сегодня на рынке появилось множество сомнительных организаций, занимающихся установкой и эксплуатацией лифтового оборудования. Только в Москве техническим обслуживанием лифтов заняты более 300 эксплуатантов, которых весьма сложно контролировать. Виновны в авариях те, кто позволяет монтировать кабины лицам, совершенно этому не обученным, никогда не имевшим дела с механизмом сложнее утюга. Об этом — тоже ни звука.

Подписано — и с плеч долой?

Возникает резонный вопрос: почему основные виновники трагедий с лифтами — эксплуатирующие организации — остались в стороне от подписанного соглашения?

И, что удивительно, на заседании вообще не была названа основная причина снижения безопасности лифтов, а именно — тот факт, что три года назад лифты выведены из перечня опасных производственных объектов.

— Если раньше существовали повышенные требования к лифтам, то сегодня их приравняли чуть ли не к бытовому чайнику, всем кажется, что лифт — это элементарно просто: включил и поехал, — говорит бывший гендиректор «Мослифта» Анатолий Золкин. 

Таким образом, после заседания очень много вопросов осталось без ответа. И можно считать, что заседание, на котором было подписано соглашение, было из категории: подписано — и с плеч долой!

Геннадий ЛЮЛЬКИН

 "СТРОИТЕЛЬСТВО.RU"