Городское хозяйство Читы в годы войны
09.05.2016 | 12:00


Городское хозяйство Читы, то есть весь сложный комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, призванных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые и социально-культурные нужды жителей, находилось в ведении горисполкома и горсовета. Они осуществляли руководство, надзор за состоянием обслуживания населения, эксплуатацией, развитием предприятий, организаций и служб читинского городского хозяйства. Война внесла значительные изменения в жизнь районного центра. Надо было немедленно пересмотреть все плановые задания предприятий, организовать новые цеха, создать новую производственную кооперацию по военным заказам, перераспределить оборудование, сырьё и заменить ушедших на фронт читинцев.

Фото из архива музея Забайкальской железной дороги.

Топливо строго по площади

Для бесперебойной работы в суровых зимних условиях в декабре 1942 года при Читинском горкомхозе был образован топливный отдел по заготовкам дров и угля. Если в довоенный период Чита обеспечивалась топливом за счет централизованных фондов, а уголь и дрова со складов топливного отдела отпускались в неограниченном количестве, то во время войны, начиная с отопительного сезона 1941-1942 годов, местное топливное хозяйство было снято с централизованных фондов снабжения. Поставщики дров для топливного отдела — Главлесосбыт с апреля и облтоп с июля 1941 года прекратили отгрузку дров. Главлесосбыт объяснил ситуацию отсутствием вагонов, а облтоп тем, что в первую очередь дрова отпускаются для местной промышленности, например, Кирпичному заводу. И в сентябре 1941-го на складах топливного отдела из-за отсутствия дров сложилась очень тревожная ситуация. Отпуск топлива в этот период производился только социально-культурным учреждениям, коммунально-бытовым предприятиям и населению, в основном, семьям военнослужащих, инвалидам Отечественной войны и семьям погибших воинов. Главным поставщиком дров для города стал Читинский леспромхоз, который за период 1942-1946 годов заготовил 120,8 тыс. м3 дров, из которых до 80 тыс. м3 дров заготавливалось привлеченными силами от предприятий и учреждений, а также общественностью города. Общая потребность топлива по Чите составляла по дровам — 131650 м3 и по углю 18500 тонн. Потребность в черном золоте в городе полностью покрывалась за счет добычи его на угольной шахте “Застепь”, расположенной на территории Черновских копей. Сложность заключалась в том, что “Застепи”, добывавшей 4-5 тыс. тонн топлива требовалось увеличить добычу до 18500 тонн, а Читинскому леспромхозу, имевшему план заготовок дров в 12-13 тыс. м3 в отопительный сезон, заготовить 75 тыс. м3 дров. Такое увеличение производственного плана могло быть выполнено только при условии боевого отношения к работе. Топливо приходилось не только заготавливать, но и доставлять к местам потребления. Большой проблемой для работы топливного отдела являлось содержание гужевого транспорта. Из 16 лошадей, принятых по балансу в 1940 году, в наличии на август 1941-го насчитывалось 12, из них только трое животных работали непосредственно на вывозке топлива, остальные же использовались на сенокосе. Обеспеченность лошадей сбруями и телегами составляла 50 %. В августе 1942 года порядок отпуска топлива со складов топливного отдела не отвечал условиям военного времени. Процесс производился без учета определенных норм, что грозило вызвать перебои в обеспечении города. В целях оптимального использования местных ресурсов — угля и дров, а также для полного удовлетворения потребностей городского хозяйства и населения Читы 11 февраля 1944 года был образован гортоп — читинский городской хозрасчетный орган. Гортоп под руководством директора Дорофеева ведал заготовками и сбытом местного топлива в подведомственных ему организациях — угольной шахтой “Застепь”, Читинским леспромхозом и городской сбытовой топливной базой. Городскими властями в райцентре в годы войны вводился нормированный отпуск топлива. Горожане заводили топливные книжки, в которых для определения нормы выдачи топлива указывался размер жилой площади или кубатуры зданий. Индивидуальные дома с печным отоплением, а также больницы, родильные дома, детские сады, ясли, школы на один квадратный метр получали 0,25 м3 дров или 83 кг угля, а для зданий с центральным отоплением расчет производился по наружному обмеру зданий. Для полного обеспечения нужд предприятий, учреждений и населения города топливом из трудовых коллективов были организованы бригады для самозаготовок дров. Для рабочих, посланных на дровозаготовки, выделялся необходимый транспорт, создавались сносные бытовые условия (оборудовалось временное жилье, шалаши или палатки). Они обеспечивались питанием и рукавицами. Так, по “Плану самозаготовок и самовывозке дров по предприятиям и организациям города” должны были заготовить дрова: горздрав — 2000 м3, городской отдел народного образования — 3000 м3, облдрамтеатр — 250 м3, областная прокуратура — 450 м3, управление связи — 600 м3, хромовый завод — 300 м3, мелькомбинат № 3 — 500 м3, мясокомбинат — 1000 м3, внутренняя тюрьма НКВД — 150 м3”.
Читинская городская автотранспортная контора к началу Великой Отечественной войны имела в эксплуатации автопарк в количестве 15 пассажирских и 50 грузовых машин. В период войны в Красную Армию было передано десять автобусов и тридцать грузовых автомобилей, часть из которых списали за негодностью. В результате в парке автотранспортной конторы осталось десять единиц грузовой техники и четыре автобуса, большинство которых требовало капитального ремонта.
Работу городской автотранспортной конторы также тормозил недостаток горючего. Учреждение, стремясь к выполнению производственного плана, переоборудовало бензиновые машины на газогенераторные, освоила их, и в результате чего на ходу было две-три машины. Работа автотранспортной конторы стала развиваться только после войны — в 1945 году в Чите было перевезено 64700 пассажиров, а в 1946-м — 384400 пассажиров.

Свет для отдельных кварталов

В военный период, до 1944 года, коммунальное хозяйство Читы имело одну электростанцию ЧЭС на Черновских копях мощностью в 3600 кВт. По решению Правительства, городу была передана теплоэлектроцентраль, принадлежавшая Министерству легкой промышленности с установленной мощностью в 5000 кВт и рабочей мощностью в 2500 кВт. Но даже две станции с общей мощностью в 6100 кВт не удовлетворяли потребностей промышленности и населения города. В период войны читинцы получали энергии не более 15 % от всей мощности станций, то есть светом пользовались лишь отдельные кварталы центральной части города. Только в 1947 году для увеличения энергохозяйства Читы была выделена еще одна турбина мощностью в 3150 кВт. Помимо проблем с электроэнергией, на протяжении всего периода войны больным вопросом являлось обеспечение предприятий, организаций и населения города электролампами. Для удовлетворения минимальной потребности требовалось 20 тыс. электроламп на 220 вольт. В борьбу за экономию электроэнергии включился весь город. Так, Черновский райисполком Читы для пресечения случаев бесконтрольного расходования электроэнергии и борьбы за ее экономию вынес решение об использовании электроламп только в 60 ватт, а лампочки от 100 и выше ватт из употребления было решено изъять.

За водой выстраивались очереди

В годы войны читинцев обеспечивали водой 11 артезианских коммунальных колодцев: Кайдаловский колодец на углу улиц Чкаловской и Профсоюзной, Калининский — на углу улиц Калинина и Якутской, Албазинский — на углу улиц Чайковской и Албазинской, Кузнечный — на 1-й Кузнечной улице, Сенной — на углу улиц Фрунзе и Смоленской, Смоленский — на углу улиц Журавлевской и Смоленской, Новые места — на углу улиц Смоленской и Алек.-Заводской, Островский — на углу улиц В-Удинской и Корсаковской, Широковский — на улице Широкой, Московский — на улице Карла Маркса, Ангарский — на углу улиц Нер-Заводской и Ангарской. Население города также пользовались 5-8 ведомственными колодцами с общим дебетом воды, не превышающим 250 кбм в час. В конце войны Читинский горисполком принял решение по улучшению водоснабжения города за счет удлинения городских коммунальных колодцев, чтобы горожане имели возможность в вечернее время бесперебойно получать воду. От четырех центральных колодцев сделали разводящую сеть и через специальные разборные будки установили дополнительную раздачу воды. Достроили центральную насосную станцию, пустили в эксплуатацию городской водопровод уже проложенной водонапорной линии в 3,5 тыс. метров, а также смонтировали на ней шесть-восемь портативных водоразборных будок.

Каждый метр жилплощади на счету

Одной из самых больших проблем в системе жилищно-коммунального хозяйства Читы в годы войны было строительство жилья. Даже отпущенные средства на эти цели не осваивались из-за отсутствия в городе крупной подрядной строительной организации. Существовавший Читинский строительный трест не имел необходимой технической оснащенности и не обеспечивал и 20 % объема капиталовложений, ежегодно отпускаемых для нового строительства. Так, в 1941 году трест дал свыше трех млн рублей убытков, а в 1945-м выполнил план только на 47 %. Очень медленно и с большими трудностями велась работа по улучшению жилищных условий горожан, по устранению скученности и антисанитарии, по сносу негодных жилищ, перестройки старых и постройки новых. По решению Читинского горисполкома план капитального ремонта жилого фонда Читы в 1944 году освоили всего на сумму 920.9 тыс. рублей, в том числе в Центральном районе — на 881.9 тыс., в Железнодорожном районе — на 39 тыс. рублей. В Чите еще накануне войны ощущался недостаток жилой площади. Это было обусловлено еще и тем, что в Читу шел усиленный приток рабочих, как в местность, малонаселенную и требующую увеличения людей для ее освоения. А поскольку Чита — город пограничной области, то в ней требовалось разместить и части РККА, что увеличивало дефицит жилых площадей. К началу войны в Чите насчитывалось 7500 домов, в их числе домов жилищного управления — 1358, ведомственных — 1142, частных домов — 5000. Накануне войны было построено еще 130 жилых домов всех ведомств и частных — жилой площадью 21996 кв. метров. Это дало возможность расселить 3600 человек или 900 семей, из расчета шесть кв. метров на одного человека. Кроме того, на балансе городского жилищного управления имелось 175 нежилых помещений с площадью 63054 кв. метров. Частично из этих нежилых помещений — амбаров, сараев, кладовых, коридоров — в жилую площадь по фонду горжилуправления переоборудовали 2427 кв. метров. Жилищную проблему усугубляло и то, что как до войны, так и во время войны жилой фонд города находился в неудовлетворительном техническом состоянии и требовал большого ремонта. В целях улучшения санитарно-хозяйственного обслуживания домовладений и обеспечения общественного порядка в июне 1943 года ввели службу дворников. Всех руководителей домовладений, государственных предприятий, учреждений, общественно-кооперативных организаций и частных домовладельцев обязали обеспечить наем и круглогодичное содержание дворников. Они отвечали не только за санитарное состояние обслуживаемых участков, но и за сохранность имущества, оборудования домов, за обеспечение общественного порядка и тишины на территории домоуправления. Прием и увольнение дворников производился по согласованию с начальником местного отделения милиции. При выполнении служебных обязанностей дворник носил установленного образца одежду и нагрудный знак. На время работы ему предоставлялась бесплатная служебная жилая площадь. Работники были обязаны запрещать жителям города вывешивать на балконах белье, оказывать помощь жителям своего участка, с постовым милиционером задерживать и препровождать правонарушителей в милицию, наблюдать за въездом и выездом из домов жильцов, доставлять заблудившихся детей и сообщать в милицию о нерадивых родителях. В 1944 году в Чите насчитывалось 50 дворников, при необходимом их количестве в 500 человек.

Мирная жизнь с учетом дефицита

Во избежание всевозможных эпидемических вспышек, особенно с наступлением весеннего времени, требовалось содержать город в чистоте. До 1941 года Чита не имела канализации, все сточно-фекальные жидкости сбрасывались на месте в поглощающие колодцы. В связи с вводом в эксплуатацию нескольких крупных объектов по линии Министерства вооруженных сил, построили канализацию с пропускной способностью в 200 т. м3 фекалий в год, обеспечивающей обслуживание шести-восьми 4-х этажных домов. Позднее ввели в эксплуатацию и подключили к канализационной сети еще 40 крупных объектов. Но вопросы санитарного состояния Читы в военные годы являлись одними из самых наболевших вопросов по благоустройству города. Так, в Железнодорожном районе в 1944 году насчитывалось 4038 жилых домов, на все эти дома насчитывалось 3030 уборных. Предприятия и учреждения района имели 235 уборных, 2120 помойных и зольных ям. В 1944 году в районе накопилось нечистот 15000 м3, а вывезено только 9103 м3. На очистку территории Железнодорожного района привлекли 113 рабочих, 48 лошадей и три автомашины. А всего по Чите в 1944-м горожане вывезли 32212 м3 нечистот и свыше 12 тыс. м3 нечистот компостировано на месте, очистили 1615 уборных, 1218 помойных ям. В этих работах трудящимися районного центра было задействовано свыше 19 тыс. человеко-дней.

Песок портил имущество

Замощенность улиц Читы в военный период составляла всего 10 — 15 %. Сложность заключалась в том, что почва города, в основном представляющая собой песок, наносила ущерб хозяйству и сокращала срок службы муниципального транспорта. Ежегодно летом ливневые дожди размывали до 1,5 метра в глубину улицы Центрального и Железнодорожного районов, наносили песка в высоту до одного метра на улицы нижней части города. Для быстрой ликвидации стихийных разрушений городское хозяйство Читы не имело ни одного дорожного механизма. При этом силами трудящихся Читы, средствами и материалами предприятий и учреждений только в одном 1944 году было построено до 10 км новых дорог, спланировано дорог и тротуаров — 21452 м3, очищено ливневых каналов и кюветов от наносного песка — 6880 м3, восстановлено и заново построено 32 моста, отремонтировано 5961 погонный метр палисадников и штакетников, побелено 55 фасадов зданий, восстановлено 4228 погонных метра заборов, отремонтировано 219 ворот, посажено свыше 14 тыс. тополей, проведен капитальный ремонт 293 домов. Основные работы по благоустройству дорог города стали развиваться после окончания войны. Так, во втором полугодии 1945 года силами горожан и средствами предприятий провели “грейдеровку 103 тыс. кв. м. полотна улиц, отремонтировано 7625 кв. м тротуаров и дорог, посажено 22,5 тыс. саженцев, окрашено 9470 кв. м. фасадов зданий, построено заборов 9400 погонных метров, …прикопано 23,7 км. кюветов, сделано и заново отремонтировано девять мостов общим протяжением в 76,5 погонных метров”.
В военное лихолетье всю нагрузку по содержанию городского хозяйства вынесли читинские предприятия и организации. Когда они уже оказывались не в состоянии производить очистку и благоустройство жилищного фонда, на субботники выходили горожане.

Сплоченность читинцев, понимание, как общих городских проблем, так и проблем каждого жителя в отдельности, а также того, что кроме них это сделать больше некому, позволило трудящимся справиться с трудностями, выжить и победить.

 

Автор: Людмила КАРЧАНОВА, начальник отдела научно-исследовательской работы и использования документов государственного архива Забайкальского края.



"Забайкальский рабочий"