Заходи — грейся, уходи — не плачь
25.11.2016 | 12:00


Что и следовало доказать, ценники на теплоснабжение в Чите и регионе стали проблемой номер один, как только похолодало. Получив счета, бизнесмены и бюджетные потребители, мягко говоря, огорчились: отопление стало дороже на 35%.  Для кого-то из них счета увеличились в несколько раз — изменилась методика начисления за потребление тепла. Теперь придется платить не по счетчику, а по среднему, по нормативу.


К чему приведет удорожание тепла для бизнеса и бюджетных потребителей? Первый явно не разбогатеет. Предприниматель может поднять цены на свои услуги или свернуть деятельность и перебраться в лучшие края, испортив статистику. Вторые, то есть детские садики, больницы и школы, станут еще беднее, еще дефицитнее…

Есть ли решение столь злободневной проблемы, когда увеличение тарифа — свершившийся факт? На днях «Забайкальский рабочий» собрал за круглым столом чиновников, энергетиков и потребителей, чтобы получить ответ на этот и другие вопросы.


Тарифная арифметика

Вернемся в 2015-й. В прошлом году, еще при губернаторе Константине Ильковском, был одобрен рост платы за отопление на 35%. Это затронуло всех потребителей Забайкалья, кроме населения. Приказ принят в конце 2015-го, а увеличение произошло с июля этого года.  Как сообщила Евгения Батуева, руководитель Региональной службы по тарифам и ценообразованию, увеличение тарифа коснулось потребителей в Чите, Ясногорске, Краснокаменске, прочих городах и поселках Забайкалья.

— При формировании тарифа специалисты РСТ проводят экспертизу затрат, которые необходимы предприятиям для осуществления теплоснабжения. Необоснованные затраты полностью исключаются, — отметила Евгения Батуева. — Много лет тарифы на тепло были ограничены предельными уровнями роста, с прошлого года такой ограничитель отсутствует. Исключение — население, для граждан рост тарифа по-прежнему регламентирован. Поскольку рост ограничивался, у предприятий коммунального комплекса сложились «выпадающие доходы».

ТГК-14, которая обеспечивает теплом Читу, Приаргунск и поселок Шерловая Гора, намерена получить компенсацию «выпадающих» в течение трех лет.

—  За счет регионального бюджета больше нет возможности компенсировать выпадающие доходы теплоснабжающих предприятий, в частности ТГК-14, — добавил министр территориального развития и экс-руководитель РСТ Виктор Паздников. — Бюджет края дефицитен, денежных средств нет.

Кстати, уголь в тарифе занимает 50%. Как добавили в РСТ, среднестатистическая цена угля составила в этом году 850 рублей, в прошлом году — 756 рублей…


Пострадавшие

— Ленина, 41, компания «Сибиряк».  Для нас в 9,5 раза выросла плата. Что нам делать: отдать все и идти по миру?

— ИП Шестаков. Один из наших объектов отапливается своей котельной, но уголь подорожал только на 5% в этом году, почему вы говорите о росте в 35%?

— «Энергокомплект», плата возросла на 215%...

Голоса предпринимателей звучали в течение полутора часов, как на перекличке.

Андрей Шмелев, руководитель компании «Mr Doors», рассказал, что на протяжении 15 лет, в течение которых он платил за услуги теплоснабжения, вопросов не возникало. Затем выяснилось, что подход к расчету все эти годы был неверный и ситуация меняется.

— В марте мне пришло предписание от ТГК-14 о том, что мой счетчик неверно считает. Выясняю — почему, меня отправляют в ТСЖ, где сообщают, что методика расчета за тепловую энергию поменялась, — рассказывал руководитель, выкладывая на стол один документ за другим. — Теперь сумма будет зависеть от показания общего счетчика. В сентябре мне на 10 дней включили отопление, за которое я год назад платил 4721 рубль, а за сентябрь 2016-го счет составил 18 тысяч рублей. Мы в самом богатом городе живем? У меня офисы есть и в Улан-Удэ. Там тепло подорожало только на 4%...

— А я по поводу авансовых платежей, — обратилась предприниматель Наталья Кузьмина. — Отдельно стоящее здание по улице Чкалова, 48, есть счетчики. В 2015 году потребление за ноябрь составило 35 гигакалорий на сумму 74 тысячи рублей, в 2016-м за ноябрь  энергокомпания выставила предоплатный счет за 50 гигакалорий  на сумму 143 тысячи. Предупредили: не оплатим — отключат. Авансовый платеж — условие договора, ТГК-14 — монополия.

Юрий Дорфман, заместитель генерального директора ТГК-14 по сбыту, смело вызвался отвечать на шквал жалоб встревоженных предпринимателей. Он то бестактно перебивал, обостряя и без того негативное отношение к энергокомпании, то обещал разобраться с каждой историей. Информацию потребителя о предоплате он даже не дослушал.


Объяснение

Разбираться придется: если с ростом в 35%, который затронул всех более-менее ясно, то новая методика расчета отразится на каждом потребителе по-разному. По идее, энергетики могли бы еще в январе в доступной и понятной форме через СМИ объяснить, как делаются начисления за тепло. Вместо этого на сайте ТГК-14 — несколько ноябрьских пресс-релизов, и то они появились, когда народ уже закипел.

Итак, что же произошло? С января 2016-го прекратило свое действие  постановление Правительства РФ № 307 и вступило в полную силу постановление № 354, которое установило порядок расчета по квадратным метрам. Тот, кто находится в отдельно стоящем здании и у кого есть счетчик, так и будет платить по счетчику, только больше на 35%. Офис в многоквартирном доме, где есть общий прибор учета, получит начисление пропорционально площади помещения. Если же в доме нет общедомового прибора учета тепла и если индивидуального прибора учета нет хотя бы в одной квартире, бизнесмену платить придется по региональному нормативу. Специалисты ТГК-14 уверяют, что норматив справедливый и смотреть надо ценники не за октябрь, а за январь. В зимние месяцы по счетчику будет больше, а по нормативу, который представляет собой средние значения, меньше.

— В этом году только за октябрь мы заплатили 31 тысячу рублей, и это не самый холодный месяц, — вступила в разговор директор сети частных детских садов Екатерина Борисова. — Как я понимаю, мы в следующем январе тоже заплатим 31 тысячу рублей?

В ответ чиновники рекомендовали посмотреть потребление за год и сравнить с предыдущим годом. По их мнению, потребление по нормативу даже выгоднее …

— Вопрос не в том, сколько некоторые бизнес-потребители стали платить за отопление, а сколько они платили. Норматив рассчитывается исходя из среднего потребления всеми помещениями, — уточнил Юрий Дорфман. — Плата увеличилась потому, что потребитель раньше платил меньше, чем это помещение потребляло.

— Я хочу платить за то, что я потребляю, по счетчику, — возразил один из предпринимателей.

— Начисления по счетчику теперь незаконны, вы находитесь в многоквартирном доме. В этом доме квартира в месяц платит больше, чем бизнесмен в год, а это 2000 рублей, — парировал Дорфман. — Несправедливо, когда жильцы квартир переплачивают и даже обогревают нежилые помещения. Мы начисляем, как требует закон. 


Лето-2016

В июле, как только вступили в силу новые тарифы, предпринимательское сообщество обеспокоилось, правда, ограничилось лишь высказываниями своих представителей, уполномоченного по правам бизнеса и президента краевой торгово-промышленной палаты. «Рост на 35% будет существенный, повлияет на цены», — говорили они. Кто знал, что на жизнь бизнеса повлияет и норматив?

— Предпринимателей в рамках закона об энергосбережении заставили установить счетчики, которые теперь оказались  не нужны, — вступила в разговор Виктория Бессонова, уполномоченный по правам бизнеса в Забайкалье. — Постановление Правительства РФ № 354 действует на всей территории России, другие регионы постепенно, в течение нескольких лет переходили на новые расчеты. У нас же расчет поменялся, и в этом же году тариф увеличился на 35%. Почему так резко подняли плату? Я запрашивала информацию по этой теме у своих коллег в других городах, нигде нет такой беспокойной ситуации.

Предприниматели добавили, что в  Хабаровском крае для перехода на расчет по нормативу потребовалось три года. А реально ли было еще в 2015-м предугадать негативные последствия тарифных решений? Тариф был принят, чтобы компенсировать выпадающие доходы теплоснабжающей организации. Но общие принципы для установления тарифа — это экономическая обоснованность расходов. Требовалась ли оценка регулирующего воздействия тарифных приказов на потребителя? Прошел ли такую оценку приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию от 30.11.2015 № 502?


Вывод

Год назад, тогдашнее руководство региона не посчитало нужным не только оценить влияние тарифа, оно, по-сути, приняло решение без обсуждения. Думается, этот рост можно было оспорить, у Забайкалья уже есть такой опыт. Лет 7 назад, в эпоху губернатора Равиля Гениатулина депутаты устроили экзамен для руководителя ТГК-14 Сергея Васильчука, чтобы выяснить, за что потребитель будет платить, хотя рост планировался на 20%. А руководитель не постеснялся ответствовать за свой тариф… Но вернемся в 2016-й.

—Сможем ли мы снизить платежи? У нас есть депутаты, представители в столице. Давайте привлечем Общероссийский народный фронт, — продолжали предприниматели, понимая, что без помощи Федерации тучи не разогнать. — Получается, 354-е постановление противоречит 261 федеральному закону об энергосбережении... Значит, счетчики не нужны, экономить не надо, форточки настежь при -40.

В бюджете денег на компенсацию тарифа  нет. Сейчас краевые, муниципальные, федеральные учреждения должны энергетикам края в общей сумме более 800 млн. рублей.

По информации члена ОНФ Анатолия Старостина, в  следующем году к базе в +35% прибавится еще 6%, а в 2018 — еще 6%. Посчитаем — прослезимся: за три года тариф вырастет на 47%....

— Может, собраться вместе, прекратить воевать и начать просить эти деньги? Речь идет о балансе интересов и предпринимателей, которые нагружены. Они в этом балансе вообще не участвуют, сколько из них закроется? — прокомментировал Анатолий Старостин.

Однако даже если в бюджете края чудом появятся деньги, чтобы заплатить за часть потребителей, со счетов нельзя сбрасывать вопрос, а как ТГК-14 расходует эти средства? Любой потребитель имеет право знать, куда уходят его деньги, почему компания с чистой прибылью (в первом полугодии 2016-го) более чем в триста миллионов рублей просит закрыть выпадающие доходы и необходимо увеличивать плату?

И, в конце концов, без потребителя нет надобности ни в ТГК-14, ни в какой другой подобной структуре. Это уже из области этики — так как потребитель своевременными платежами обеспечивает надежность энергетики, значит, и отношение к нему должно быть, как к партнеру по бизнесу. Кто из партнеров по бизнесу допустит кабальные условия работы, игру в мутной воде? Кто из партнеров стерпит грубость на переговорах?  Честно говоря, некоторым топ-менеджерам ТГК-14 давно нужно пройти урок корпоративной и не только корпоративной этики. Хотя достаточно, истина по вкусу немногим. Теряешь партнера, остаешься без денег…  Да, ТГК-14 — монополия, но на каждую монополию есть антимонопольная служба.

Сегодняшняя ситуация и с нормативами, и с тарифами стала последствием неумелой информационной политики. Ответственные за тариф руководители попросту проигнорировали беспроигрышный ресурс в лице СМИ. В итоге за год потребитель  увидел несколько ура-репортажей про ремонты, пляски и праздники. А о том, что надо платить по нормативу и что тариф вырастет на 35%, — ни слова. А ведь чем больше недосказанности, тем сильнее домыслы. У реальности границы есть, воображение и фантазии безграничны.

Автор: Виолетта ВДОВЯК.

 

«Забайкальский рабочий»