Светлана Гирина: мы имеем лоскутный рынок ИТ-решений в области ЖКХ
28.11.2016 | 12:02


В конце уходящего года мы решили немного пофантазировать на тему идеального ИТ-решения для российского ЖКХ. Как оно должно выглядеть, какие проблемы решать и возможно ли, в принципе, его воплотить в реальность?

Ответы на эти вопросы мы искали в разговоре с генеральным директором "Лаборатории программных решений" Светланой Гириной.

Светлана, прежде чем говорить об идеальном ИТ-решении для российского ЖКХ, хотелось бы узнать ваше мнение – какова сегодня общая ситуация в России с ИТ-разработками для отрасли, можно ли выделить какой-то тренд?

На мой взгляд, с одной стороны, наблюдается тенденция выносить сервисы в облако, с другой – развивать сервисы изолированно в границах компаний-участников рынка ЖКХ. Если говорить про облачные услуги, то в этом направлении лидер, конечно же, «Ланит» и его ГИС ЖКХ, которая стала некой попыткой автоматизировать жилищно-коммунальную сферу в масштабах всей страны. Достаточно компаний, предлагающих смежные и интеграционные сервисы в облаке. В основном, они «работают» на мелких игроков рынка (управляющие компании или ТСЖ/ЖСК), т.е. на тех, у кого сильно ограничены ресурсы, чтобы развивать свою ИТ-инфраструктуру, в отличие от крупных компаний, которые предпочитают все делать своими силами.

Однако зачастую разработанные такими компаниями сервисы страдают несвязностью, у них нет единой, объединяющей концепции, а также законодательной основы. Некоторые решения либо частично незаконны, либо существуют в серой зоне (законом не запрещено, но и не разрешено). В итоге, за счет несовершенного законодательства, ограниченных глобальных инициатив и частных закрытых решений мы имеем лоскутный рынок ИТ-решений в области ЖКХ без стройной, объединяющей концепции, требующей иных законов и немалых инвестиций.

Как следствие, проблемы, которые стоят перед домохозяйствами или собственниками жилья, а также компаниями, потребляющими ЖКХ-услуги, не находят решения в существующих разработках. ИТ-решения, которые существуют сегодня на рынке, позволяют, если так можно выразиться, сделать косметический ремонт отрасли, но не изменить ее в глобальном смысле.

Что сможет в корне изменить ситуацию?

Это внедрение решения, которое работает для простого потребителя услуг – делает для него ЖКХ понятным, комфортным и управляемым, дает определенную свободу. То есть, предоставляет возможность принимать участие в формировании ЖКХ-рынка. Сейчас мы такой возможности не имеем – мы просто берем то, что нам предлагают. Мы не выбираем тарифы, не выбираем поставщиков ЖКХ-услуг и т.д. Я бы сказала, что ЖКХ сегодня – это огромное количество организаций и масса ограничений со стороны законодательства и компаний. Сегодня отсутствует понимание того, что все может быть иначе, без многоуровневых коррупционных схем, когда работать оптимально и экономно просто невыгодно тому, кто эти схемы выстраивает.

Так в чем решение?

Я вижу его в разработке некой «умной» ЖКХ-платформы, основная цель которой – свести поставщика услуг и потребителя, стать инструментом для их информационного взаимодействия. Такая платформа предоставит возможность следить за потреблением ресурсов, связывать их потребление с определенными событиями и мероприятиями в городе, давать рекомендации и конечным потребителям, и городским властям, как лучше действовать, чтобы использовать ресурсы наиболее оптимальным образом. Для компаний она станет своеобразным инструментом для вывода на рынок новых услуг – увы, сегодня у нас нет ИТ-решения для этой цели.  Представьте, что у какого-то поставщика появилась новая услуга, скажем, уборка квартир. Вы заходите в «Личный кабинет», который будет предусмотрен для каждого потребителя, и видите, что появилась такая-то услуга, что предоставляется она в вашем районе и стоит таких-то денег.  Вы подписываетесь на нее. Оплата автоматически включается в ваш ЕПД. Все открыто, легко и с возможностью выбора.

А как вы видите устройство самого «Личного кабинета» для такой платформы, в чем уникальность?

Платформа, в которую будут вовлечены все участники рынка ЖКХ, должна предоставлять «Личные кабинеты» под каждого конкретного пользователя – будь то простые собственники жилья или коммерческих помещений, арендаторы или арендодатели, поставщики услуг, управляющие компании, органы государственной власти. Кабинет должен обеспечить возможность поиска и анализа информации в нужных срезах в момент возникновения запроса.

Например, владельцы квартир смогут получать информацию об индивидуальном потреблении ресурсов c привязкой ко времени, погоде, различным событиям (например, трансляции сериалов или спортивных мероприятий) и т.д. Это может подсказать им, как именно и насколько расточительно они расходуют электроэнергию, воду и т.п.  Городские власти увидят нагрузку на водопровод, стоки, электросети и т.п.

Можно будет анализировать причины возникновения подобных нагрузок, а также развитие ситуации через час, день или месяц. Все это позволит разрабатывать необходимые шаги, которые смогут контролировать ситуацию. Иными словами, «Умная платформа» могла бы предоставить основу для прогнозирования ситуации  и выработки оптимальных шагов. 

Кстати, в моем понимании, такое  фантазийное ИТ-решение неразрывно связано с понятием «Умный город» (Smart City), в основе концепции которого лежит идеология интеллектуализации управления городской средой. Даже ввод в промышленную эксплуатацию ГИС ЖКХ не решит проблем с открытостью информации. Потому что, всю информацию, которую можно получить от поставщиков ресурсов и управляющих компаний по части работы инфраструктуры, вплоть до личного потребления всех ресурсов домохозяйств, в ГИС ЖКХ мы все равно не увидим. Как правило, каждая компания считает такие данные своим большим секретом, которым не желает  делиться.

Существуют ли подобные платформы в других странах?

«Умные города», в которых есть «smart» ЖКХ-решения, уже появились – это Сонгдо в Южной Корее, Фудзисава в Японии и Масдар в ОАЭ. Другие города постепенно переходят к этой концепции – Сеул, Нью-Йорк, Токио, Шанхай, Сингапур, Амстердам, Каир, Дубай.   

В Москве и Санкт-Петербурге есть отдельные внедрения, которые приближают нас к «умной» концепции. К сожалению, полноценное внедрение «Умного города», в котором могла бы работать «Умная ЖКХ-платформа» требует серьезных вложений, которые вернуться лишь через несколько лет. Но, если мы отложим все это в долгий ящик, окажемся, в итоге, на обочине технологического прогресса. Сейчас надо пользоваться моментом и не упускать возможность присоединиться к международной группе новаторов, указывающей путь дальнейшего развития мировых технологий.

ЖКХ Контроль