Взрывы бытового газа: крайнего, похоже, нашли
11.12.2016 | 14:00


Что нужно предпринять, чтобы исключить газовые трагедии в России.

На днях Президент России Владимир Путин подписал закон, усиливающий ответственность физических и юридических лиц за безопасность внутридомового газового оборудования (ВДГО). Комплекс мер, которые необходимо предпринять, чтобы пресечь газовые аварии, незадолго до этого обсуждали участники панельной дискуссии, посвященной безопасности ВДГО. Мероприятие прошло в рамках Энергетического форума–2016 (ENES). Насколько справедлив новый закон?

Крайним выбрали собственника

В качестве главной причины высокой аварийности ВДГО многие называют пресловутую реформу 2005 года, согласно которой вдруг, буквально в одночасье, за безопасность газового оборудования в квартирах отвечать стало некому, а обследование и ремонт ВДГО в свою очередь приобрели заявочный характер.

— Казалось бы, решение вопроса напрашивается само собой, — говоритруководитель «Мособлгаз» Дмитрий Голубков. — Нужно вернуться к системе, которая существовала до 2005 года, когда деньги на техобслуживание содержались в тарифе на транспортировку газа. И ответственной за безопасность становилась та сервисная организация, которая получала этот тариф.

Ан нет! Все не так просто. Буквально недавно в Госдуме прошел третье чтение новый законопроект, возлагающий всю ответственность за исправность внутридомового газового оборудования на… самих жильцов! Предполагается, что теперь именно жильцы будут своим кошельком отвечать за безопасность. И если, не дай Бог, произошло ЧП — как миленькие оплатят штраф: пока около 1 тыс. руб. Но это только пока...

Вместе с жильцами разделят траты управляющие компании, которым вменены штрафные санкции уже в размере 100 тыс. руб. Что называется, нашли крайнего.

Специалист по ВДГО в составе УК?

Между тем износ газовых плит, например, только в Московской области, по данным Дмитрия Голубкова, составил 60%. Срок их эксплуатации вышел, и они подлежат немедленной замене. Но, увы, далеко не все имеют возможность такую замену произвести.

Вторая причина, полноправно конкурирующая с первой, — самовольная установка газового оборудования, характеризующаяся трениями жителей с местными поставщиками тепла.

Сегодня в Московской области насчитывается 53 тыс. км газопроводов, 3 млн абонентов. В основном это многоквартирные дома, где установлены колонки и газовые плиты. Каждый год в Подмосковье регистрируется до 90 тыс. аварийных звонков. И что делать с этой удручающей аварийной статистикой, пока не совсем ясно.

Предложения звучат с самых разных сторон. Дмитрий Голубков, например, предлагает включить в состав УК специалистов по обслуживанию плит и колонок. УК могла бы аттестовать одного специалиста по ВДГО. И предлагать эту услугу жителям. Предложение, кстати, вполне резонное.

— На сегодня в УК, как известно, нет специалистов по ВДГО, — рассуждает генеральный директор АО «МОСГАЗ» Гасан Гаджиев. — Кроме того, мы не можем проследить, есть ли сертификаты у тех компаний, которые берутся за ремонт газового оборудования в квартирах.

Именно поэтому «МОСГАЗ» создал свою службу заявочного ремонта — Мосгазсервис. Только в 2014 году было зарегистрировано 57 тыс. обращений в эту службу.

— Здесь мы хотя бы знаем, что услуги будут оказаны качественно. Тем более что на базе нашей компании создан учебный центр, где газовики могут пройти специальную подготовку, повысить свою квалификацию, — резюмирует глава АО «МОСГАЗ».

Наладил «МОСГАЗ» и работу с документацией: теперь у каждого дома есть газовый паспорт, данные по заявочному ремонту, учет аварийных заявок. Если что-то происходит, не нужно где-то копаться: все есть в базе.

И результаты не замедлили сказаться: крупных аварий, связанных с газом, в Московском регионе в последнее время, тьфу-тьфу-тьфу, не наблюдается.

Когда люди интересуют больше, чем деньги

Между тем порой самое лучшее действие — это бездействие (в хорошем смысле этого слова, конечно). Гость форума, заместитель генерального директора «Белтопгаз» (Беларусь) Александр Жилко поразил всех простотой решения, которое позволило снизить количество аварий до минимума.

— Особого смысла ходить по квартирам и проверять ВДГО мы не видим. У нас, в Беларуси, другой подход, — рассказывает г-н Жилко. —  Любое газовое оборудование имеет свой срок эксплуатации, после чего ее надо в любом случае менять.

По его словам, раз в 10 лет специалисты компании проводят ревизионный осмотр. После этого предлагают либо замену оборудования, либо диагностику. После диагностики дается заключение о годности ВДГО на четыре года.

Через четыре года специалисты снова приходят и предлагают заменить прибор. Если житель вновь отказывается, то срок эксплуатации продлевается еще на два года. Максимальный срок эксплуатации плиты составляет 30 лет, после чего она уже в любом случае подлежит отключению.

Водонагреватели и отопительные котлы обслуживаются раз в год, как указано в паспорте. Это оборудование — в группе риска. Если выявлена неисправность, которую невозможно устранить, котел отключается.

Как это ни удивительно, немудреная схема прекрасно работает. Тем более что, как заверяет гость, обслуживание ВДГО белорусские коллеги никому не отдавали на откуп. «Белтопгаз» — компания государственная, она не акционировались. Кроме того, как заметил облеченный властью газовщик из Беларуси, «деньги интересуют нас гораздо меньше, чем безопасность собственных жителей».

Так может, в этом все и дело?..

Елена МАЦЕЙКО

ОТ РЕДАКЦИИ:

Как же все-таки любит наша власть делать выбор в пользу карательных мер. А вот принимать ответственные системные решения они отнюдь не торопятся. Так получилось и на этот раз. Вместо того чтобы «поправить» саму систему контроля и надзора за ВДГО, нашли крайнего — нас с вами.

Теперь именно мы, обычные жители, своим кошельком будем отвечать за все несовершенства системы безопасности оборудования, которое находится в группе риска. А чтобы нам не было скучно отвечать по всей строгости, подверстали еще и управляющие компании. Но в УК до сих пор нет штатного специалиста, отвечающего за исправность внутридомовых газовых систем!

О чем думали парламентарии, принимая такой закон? Наверное, о том, что  взрывная (в прямом и переносном смысле) проблема разрешится сама собой на радость нам и ответственным за это чиновникам. Только даст ли положительный эффект мера, которая лишь наказывает, но ничего не исправляет? 

 

"СТРОИТЕЛЬСТВО.RU"