Ищем "умный" город
14.12.2016 | 14:00


 

Что такое умный город? Это тот, где все по уму. И дороги, и заводы, и коммуналка, и Интернет, и электричество. И власть.

 

В России решили составить рейтинг "умных" (смарт) городов. Пока среди мегаполисов - городов-миллиоников. Этим займутся минкомсвязь, минэнерго и минстрой. Мегаполисов у нас 15. И они больше других могут вкладывать деньги в свое "поумнение": в интеллектуальные системы управления транспортом, ЖКХ, энергетикой и промышленностью.

Опросы показывают, что для многих людей смарт-город - это тот, где есть "умные" лампочки, которые включаются при входе, "умные" лифты, где объявляют этажи, "умные" остановки с бегущей строкой прибытия автобусов и троллейбусов. Есть и те, кто считает "умным" город, в котором живет больше всего ученых и много вузов.

 

Так на чем все-таки будет строиться рейтинг? Что будут считать - дороги или дураков?

 

В списке критериев нет ни тех, ни других, сообщили в Институте развития Интернета (ИРИ). А вот вопрос подключения к Интернету стоит на первом месте и для ЖКХ, и для транспорта, и для промышленности, и для энергетики. И для власти.

 

Всего для исследования определены пять ключевых сфер смарт-города: промышленность, транспорт, энергетика, ЖКХ и электронное правительство. Все они должны эффективно управляться с помощью интеллектуальных технологий.

 

Эксперты по всему миру насчитали пока только в 2,5 тысячи городах такие высокотехнологичные элементы инфраструктуры. Россия для исследователей - почти белая карта. Сведения об их использовании у нас ограничены и малодоступны, сетует помощник президента, глава Института развития Интернета (ИРИ) Герман Клименко. И первый рейтинг умных городов, пояснил он, сделает доступной информацию об уже используемых интеллектуальных решениях в российских мегаполисах. Отберут успешные практики, которые потом предложат для других городов России.

 

Данные по мегаполисам будут собирать до конца февраля следующего года. А потом в апреле предварительные результаты исследования эксперты обсудят на рабочей группе. И лишь затем будет составлен итоговый список смарт-городов. Но на этом не остановятся. В планах - "поумнеть" всей страной. И подтолкнуть к светлому смарт-будущему не только крупные города, но и малые.

 

Сегодня горожане уже потребляют до 2/3 всех мировых ресурсов. "И повышение эффективности этого потребления, - уточнил Клименко, - ключевая задача на фоне стремительного роста численности населения, усложнения инфраструктуры и появления новых экономических и социальных задач".

 

Советник президента назвал умопомрачительную для малых городов сумму. Более триллиона рублей. Такой эффект от внедрения индустриального Интернета в реальном секторе можно будет получить уже через пять лет за счет роста производительности труда и снижения затрат. Примерно к этому же времени в мире уже будет не менее 600 городов, "умных" по всем позициям, подсчитали в международной консалтинговой компании McKinsey. Ее исследователи даже дали прогноз, что к 2025 году эти города начнут поставлять до 60 процентов мирового ВВП.

 

Сколько среди них будет российских? Пока неизвестно. Но претенденты уже есть. Их определили эксперты "РГ".

 

Лучшим городом России, который мог бы претендовать на звание "умного" в ЖКХ, эксперты назвали Санкт-Петербург. Хорошие шансы у Казани и Уфы.

 

"Это в первую очередь город с налаженной системой автоматизации сетей снабжения водой, теплом и электроэнергией", - поясняет заместитель директора направления городского хозяйства Института экономики города Владилен Прокофьев.

 

Внедрение "умных" технологий в ЖКХ может снизить тарифы для горожан на 30 процентов. Это, например, такая настройка тепловых систем, когда они обеспечивают оптимальную температуру в квартирах зимой. Жильцам не надо выпускать лишнее тепло через форточку. И при этом оплачивать его.

 

Еще "умные" технологии добавляют ЖКХ справедливости. Сегодня самые прогрессивные технологии проигрывают магниту, который некоторые умельцы используют для снижения показателей счетчиков воды. А оплачивать использованные кубометры приходится всем жильцам дома. Плюс к тому системы автоматизированного учета воды могут заставить всех платить строго по своим счетам. В этом случае счетчики находятся вне квартиры, ресурсоснабжающие организации имеют к ним доступ и могут начислять платежи без визита в квартиру.

 

Платить при внедрении такой системы вовремя и в полном объеме начинают и молчуны, которые забывают передать показания, и народные умельцы, пытающиеся скрутить показания. А выгоду получают все жильцы дома, которым не нужно брать на себя платежи соседа. К тому же забыть передать показания при такой системе невозможно, поставщик ресурсов сделает это сам и выставит счет.

 

"Умные" технологии есть у многих российских городов. "В Уфе, например. Можно сказать, что этот город тоже на пути к званию "умного в ЖКХ". Новосибирск имеет успехи в электроснабжении и теплоснабжении. Автоматизация сетей на высоком уровне в Казани", - перечисляет Прокофьев.

 

При выборе "умных городов" в сфере ЖКХ эксперты рейтинга оценят процент подключенных к Интернету предприятий, в том числе для публикации в государственной информационной системе (ГИС ЖКХ) отчетов о своей работе и платежек жителей. Выяснят также, как работают системы очистки сточных вод, энергоэффективные технологии. При этом Прокофьев отмечает, что наши города еще не в полной мере решили проблему изношенности сетей, больших потерь энергии. И эти показатели не являются ключевыми для "умного города". Но при составлении рейтинга эксперты оценят и их, чтобы учесть общее состояние жилищно-коммунального хозяйства.

 

На Казань и ее проект "Умный и безопасный город" советуют обратить внимание эксперты Института региональных исследований и городского планирования НИУ "Высшая школа экономики". Особенно на его транспортную часть.

 

Проект предусматривает помимо единой городской сети Wi-Fi еще и интеллектуальную транспортную систему, "умные" парковки, автобусы и уличное освещение.

 

Что такое умный город с точки зрения пассажира? Пришел на остановку и, посмотрев на табло либо в смартфон, знает, когда придет автобус. Это требование номер один, отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин.

 

Второе - в "умном" городе есть платежная система, которая сама рассчитывает скидку, если человек часто ездит общественным транспортом и постоянно пользуется одной и той же картой для оплаты. А сама карта должна действовать на всех видах общественного транспорта, в том числе и на маршрутках, как это сделали в Москве.

 

Третье. Билет должен быть пропуском и на перехватывающую парковку. По нему должны предоставлять скидку или вообще не брать денег за стоянку. Также горожанин должен иметь доступ к схеме парковок, чтобы понять, где дешевле.

 

Четвертое. Это приоритет на городских дорогах общественного транспорта. И речь не только о выделенных полосах. Но и о возможности с меньшими потерями времени проезжать перекрестки со светофорами - "диалог автобуса и инфраструктуры". И такая система вовсе не фантастика, уверяет Блинкин. Если есть средства, то сейчас нет проблем, чтобы привлечь ИТ-команду и сделать более-менее современную систему для управления транспортными потоками.

 

К ней также надо прибавить видеокамеры и датчики на подвижном составе общественного транспорта для мониторинга ситуации на дорогах, кто выбился из расписания. Для этого все оборудование должно быть объединено в единые сети.

 

В Казани и Питере есть хорошие наработки по управлению транспортом, говорит эксперт. Замечательные проекты были реализованы в Сочи перед Олимпиадой. Многое делается в Красноярске, Екатеринбурге, Белгороде. В Екатеринбурге, например, планируют урегулировать парковочное пространство и общественный транспорт.

 

Но на все нужно время. Так, например, вспоминает Михаил Блинкин, в Лондоне, в центре города, только через три года стала работать корректно опция переписки с населением о неправильных штрафах и оплате.

 

Среди крупных городов, обладающих высоким потенциалом для умного развития, эксперты также назвали Томск, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. Среди малых городов - подмосковные Одинцово и Жуковский.

 

"Я бы добавила сюда Подольск, включая наукограды Жуковский, Королев, - рассказала "РГ" эксперт Института региональных исследований и городского планирования НИУ "Высшая школа экономики" Евгения Рыбина. - Они оказались в числе городов с высоким потенциалом для умного развития, поскольку там есть кадровые, административные и инвестиционные ресурсы". Это три кита, на которых стоит "умный город". Без специалистов, денег и желания власти умнеть трудно.

 

А как заставить муниципальную власть делать то, что надо жителем? Наладить прямой, без посредников, диалог между ними. То есть создать надежную и честную систему обратной связи. И она есть среди критериев рейтинга "умных" городов.

 

Это, по мнению экспертов, будет одна из самых сложных позиций. Пока в России надежных региональных сервисов не так уж много, а если посмотреть успехи муниципалитетов, то их можно назвать очаговыми, отметил директор Центра IТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев. Он считает, что для рейтинга "умных" городов к оценке развития электронного взаимодействия надо бы приступать через три-четыре года.

 

Успех эксперты фиксируют лишь по телефонам. Была проведена проверка доступности органов исполнительной власти по телефонным номерам (10 тысяч номеров), размещенным на Едином портале госуслуг. И по ним можно было получить ответ.

 

В других случаях особой положительной динамики пока нет. Да, растет число услуг, по которым можно подать заявление в электронном виде. Но основными услугами, которые действительно работают сейчас, является оплата штрафов, услуг ЖКХ и запись на прием к врачу.

 

Но есть регионы, которые начали интегрировать свои ресурсы электронного правительства с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). И жители Калининградской, Ростовской, Саратовской, Томской, Челябинской, Ярославской областей, Приморского и Ставропольского края, Республики Бурятии и Ханты-Мансийского автономного округа получили доступ к государственным федеральным и региональным услугам по принципу единого окна на сайте gosuslugi.ru. Теперь они могут заказать федеральные и региональные госуслуги, зайдя на один портал.

 

Система электронного правительства также является элементом "умного" города. И его необходимые элементы уже внедрены практически во всех городах страны, как этого требует законодательство.

 

"Российская газета"