Инвестиции или субсидии: водоканалы ищут новые способы получения доходов
22.12.2016 | 12:00


Для обновления оборудования и сетей горводоканалам нужны значительные финансовые вложения, но модернизация зачастую остается только на бумаге и в мечтах. Инвесторов редко интересуют вложения, которые будут окупаться десятилетиями. А власти и население не готовы на резкое повышение тарифов.

Несите ваши денежки…

Если сети Водоканала изношены на 65–70 процентов, то на этом уровне они и остаются. Сократить износ довольно сложно. Жесткие финансовые условия могут способствовать повышению эффективности распоряжения денежными средствами. Однако подобная перестройка займет существенное время, и в этот период возможен значительный рост аварийности. Относительно безболезненно этот процесс пройдет только в том случае, если будет окончательно решен вопрос с платежной дисциплиной и все «зависшие» долги вернутся в отрасль, — Глеб Девятов, редактор портала «ЖКХ-Контроль».

Под эффективным использованием денежных средств принято понимать реализацию программ, которые быстро окупятся, но зачастую водоканалы не имеют возможности и на это. Так что главной целью становится сокращение затрат и борьба с должниками. Предполагается, что одним из эффективных методов этой борьбы станут прямые расчеты. По крайней мере, при этом из платежной цепочки уйдут управляющие компании, которые нередко задерживают средства на своих счетах.

Коммерческий директор ООО УК «Росводоканал» Сергей Прокофьев считает, что надо не только закрепить этот метод расчетов, но еще и распределить сверхнормативные общедомовые нужды (ОДН) на граждан, как было ранее. Или вести операции через расчетно-кассовые центры. Только платежи при этом должны быть целевыми. Если собственник квартиры перечисляет деньги водоканалу, именно туда они и должны прийти.

А вот заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Наталья Побединская уверена, что прямые расчеты не решают проблемы задолженности:

Скорее нужна жесткая норма об оплате ста процентов потребленного МКД ресурса. И надо дать возможность собственникам решать, как этот объем они будут распределять внутри дома, но весь потребленный ресурс должен быть полностью оплачен, иначе — жесткие санкции на дом. Если собственники не решили, как распределяется объем потребленного ресурса, законодательно закрепить распределение объема пропорцио­нально занимаемой площади.

При работе через расчетно-кассовые центры собираемость зачастую падает, отмечает Наталья Побединская, а организация между тем получает свой процент. Представитель РАВВ считает, что нужна жесткая регламентация работы структур, подобных РКЦ. В частности, их работу можно поставить в зависимость от процента собираемости платежей: чем она выше, тем больше процент. И наоборот.

Руководитель «Дирекции городской инфраструктуры» Братска Михаил Лихотников отметил, что в их муниципалитете расчеты уже идут напрямую, потому что управляющие компании саботируют все работы.

С одной стороны, это правильно. Деньги не поступают на счет управляющих компаний. А с другой, они теперь самоустранились от работы с жителями. У нас только в 50 процентах домов поставлены поквартирные приборы учета. А общедомовых с каждым годом становится все меньше: было больше 60 процентов, сейчас — порядка 30-ти. Управляющие компании их снимают как вышедшие из строя, чтобы не оплачивать сверхнормативное потребление, — Михаил Лихотников.

Спасительные концессии

По мнению Лихотникова, управляющим компаниям гораздо проще было работать и с должниками. А теперь этим занимаются РСО, в которых нет необходимого для этого штата. Впрочем, неплатежи — одна из важных, но не самая главная проблема водоканалов, считает он.

Нужно привлекать инвесторов, потому что в год водоканалу нужно перекладывать порядка двух процентов труб. На это требуются очень большие суммы. Федеральное правительство пошло по пути концессионных соглашений, то есть, по сути, долгосрочной аренды. Концессионер за счет собственных либо заемных средств вкладывает финансы в собственность муниципалитета, —Михаил Лихотников.

Конечно же, деньги он вкладывает не с благотворительной целью. Любой инвестор предполагает, что его траты окупятся. Более того, он заработает на сделке. Руководитель «ДГИ» Братска рассказал, что ему известна пара концессионных соглашений, но в общем и целом пока сфера водоснабжения и водоотведения не очень привлекательна.

Возможно, инвесторы отозвались бы на предложение более активно, если бы появилась возможность повысить тарифы и заработать в более короткие сроки.

Многие руководители уверены, что объекты водоснабжения жизненно важны и находиться они должны только в ведомстве государства. Другие отмечали, что объекты ЖКХ могут быть безубыточными. Причем без поддержки государства. Ведь, к примеру, концессии — это бизнес. И в идеале он должен быть на самоокупаемости. Многое зависит от того, какой приходит инвестор и насколько развит или, наоборот, депрессивен регион. Впрочем, директор департамента по привлечению негосударственных инвестиций и развития государственно-частного партнерства ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» Тарас Демиденко уверен, что в депрессивных регионах уж точно без поддержки государства не будет никаких шансов привлечь инвестиций и как-то обновить систему ЖКХ. Ведь если регион депрессивный, то инфраструктура там обветшалая. Необходимы капитальные вложения. И окупать их можно либо длительным сроком (порядка двадцати лет), либо ростом тарифа.

Между тем, рост тарифа — это больная тема для любого муниципалитета. И государство могло бы компенсировать, хотя бы частично, какие-то затраты инвестору или помогать муниципалитетам по различным программам, чтобы тариф рос не очень существенно. Например, выделять дополнительные средства, если муниципалитет вошел в концессию и привлек инвестора, чтобы частично разгружать нагрузку на тариф.

Некоторые руководители водоканалов настаивали на том, что государственная поддержка должна быть финансовой. Другие сомневались в реальности таких перспектив. Ведь предприятия порою не могут получить и компенсацию по выпадающим доходам.

Низкие тарифы

Тарифы все равно придется повышать, уверен директор «ДГИ» Братска Михаил Лихотников. Причем без компенсации со стороны государства.

В России есть примеры успешной деятельности и при существующих условиях. Правда, пока их немного. Наши собеседники смогли назвать водоканалы Санкт-Петербурга, Москвы, Подольска. В Сибири неплохо зарекомендовал себя «Водоканал» Иркутска. Стоит заметить, что это получилось во многом благодаря элементарной планомерной работе по поддерж­ке сетей, оборудования, регулярной помощи городских и областных властей. Ну и, видимо, неплохому менеджменту.

Первый заместитель директора по развитию МУП «Водоканал» Иркутска Андрей Емельянов рассказал, что на предприятии работает инвестиционная программа, которую утверждает администрация города. Каждый год в нее вносят актуальные изменения. Частично в рамках программы удается проводить реконструкцию и обновлять сети. Есть работы, которые делаются за счет бюджета. Самой главной проблемой Емельянов считает низкий уровень тарифа. Он покрывает только тридцать процентов от расходов «Водоканала». Если бы тариф был выше, то можно было бы направить больше средств на замену и ремонт сетей, модернизацию оборудования. Андрей Емельянов, впрочем, уверен, что возлагать на население всю тяжесть повышения тарифа нельзя. Он как раз за государственную компенсацию.

Технический директор АО «Водоканал-Чита» Роман Логушев тоже отметил, что денежных средств, которые предприятие получает по установленным тарифам, хватает лишь для текущей эксплуатации и бесперебойного предоставления услуг. Он уверен, что для проведения мероприятий по реконструкции — той же замены изношенных сетей, необходимо комплексное финансирование бюджетов всех уровней и привлечение безвозвратных инвестиций. Такие инвестиции обычно выделяются только из бюджетных средств. Предприятию нередко удается привлекать дополнительные средства при участии именно в бюджетных программах. К сожалению, опыта привлечения иных инвестиций у водоканала нет. Как, собственно, и у абсолютного большинства других подобных организаций Сибири. Впрочем, «Водоканалу» Читы удается внедрять современные и экономически выгодные проекты.

На нашем предприятии регулярно проводятся мероприятия по замене оборудования на более энергоэффективное. А также используются технологии, которые обеспечивают рацио­нальное использование ресурса, например, если речь идет о снижении утечек и потерь воды, —Роман Логушев.

Напомним, тарифы на водоснабжение и водоотведение регулируются государством. Многие эксперты уверены, что повышение тарифов, причем не частичное, а довольно резкое, даст заработать другим инструментам развития сферы ЖКХ в общем и водоканалов, в частности. В том числе это положительно может сказаться и на концессиях. Если не дать водоканалам или инвесторам возможности зарабатывать, качество воды так и продолжит снижаться, а сети будут все больше ветшать. А ведь есть еще масса оборудования, без которого качественная и эффективная работа водоканалов невозможна. Пока что, по оценкам специалистов, большая часть водоканалов находится ниже точки окупаемости, и более 70% таких предприятий убыточны. Тариф ежегодно увеличивается, но инфляция намного опережает незначительное увеличение цены за водоснабжение и водоотведение.

Представители водоканалов отмечают, что при более резком повышении тарифа можно было бы выделить отдельные категории собственников. Ведь государство и сейчас выплачивает субсидии малообес­печенным. Оно будет это делать и далее. Так что самые незащищенные слои населения при повышении тарифов не пострадают.

 

"ЖКХ Контроль"