Расселение ветхого жилья: типичная «авария» федерального масштаба
20.02.2017 | 12:00


Менее года осталось до завершения последнего этапа действующей госпрограммы по переселению из аварийного жилья. Но уже сейчас понятно, что к назначенному президентом сроку, 1 сентября 2017 года, успеют не все субъекты РФ. До 15 февраля регионы должны отчитаться о результатах работы за 2016 год.

 

Никуда не едем?

К сентябрю 2016 года адресная программа РФ по переселению из аварийного жилья была реализована лишь наполовину: из запланированного на 2014—2017 годы объема было расселено только 54,3% аварийного жилого фонда. Таким образом, за оставшийся год регионам необходимо ликвидировать почти столько же ветхого жилья, сколько за минувшие несколько лет.

Чиновники в целом признают темпы реализации программы удовлетворительными, подчеркивая, что некоторые регионы даже досрочно выполнили поставленные задачи. Так, Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Калининградская область, Республика Ингушетия, Ненецкий автономный округ уже завершили расселение. 

Еще 9 регионов, по прогнозам председателя наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергея Степашина, закончат работу в ближайшие месяцы. Это Ханты-Мансийский автономный округ, Рязанская, Тюменская, Орловская, Тамбовская, Ростовская, Курская области, Чечня и Карачаево-Черкесия. Аварийное жилье здесь, конечно, осталось, но ветхим оно было признано уже после 1 января 2012 года. Вопрос о том, что делать с этими квадратными метрами, будет решаться позже.

Но остальные субъекты похвастаться столь же высокими показателями не могут. Как сообщили «Строительству.RU» в пресс-службе Общероссийского народного фронта (ОНФ), в 26 регионах программа реализована лишь на 66%.

Самый большой объем аварийного жилья, которое надо расселить до сентября, остался в Амурской области (213 тыс. кв. м). Власти региона попросили Президента России Владимира Путина об отсрочке до 2020 года, мотивируя это тем, что часть средств была потрачена на поддержку пострадавших от наводнения.

Для Крыма и Севастополя сроки реализации программы уже пролонгированы. Ивановская область и Тыва провалили программу, не выполнив даже показатели 2015 года.

 

В «зоне риска» находятся Саратовская, Псковская, Костромская области, Республика Карелия. Серьезный объем аварийного жилья надо расселить в Иркутской области (207 тыс. кв. м), Якутии (187 тыс. кв. м), Архангельской (159 тыс. кв. м) и Тульской областях (153 тыс. кв. м).

В одном из недавних телеинтервью министр строительства и ЖКХ Михаил Мень рассказал: «В планах до конца этого года расселить чуть более 3 млн кв. м. Надеемся, что большинство субъектов РФ планы этого года выполнят. Задача сложная, но за последние три года мы научились расселять без небольшого по 3 млн кв. м в год».

Однако реальные цифры оптимизма не внушают. Показатели расселения 2016 года оказались самыми низкими за весь срок реализации программы. Так, в 2014 году было расселено более 2,9 млн кв. м, в 2015 году — свыше 2,6 млн кв. м, а в 2016 году — лишь 2,2 млн кв. м. Насколько реально за 9 месяцев текущего года ликвидировать почти 3,5 млн кв. м «аварийки» — большой вопрос.

 

Почему программа переселения буксует

Долгое время решение вопроса о ликвидации ветхого и аварийного жилья целиком было возложено на региональные бюджеты. Для многих субъектов найти средства на эти цели было практически непосильной задачей, и старый жилой фонд продолжал разрушаться.

После 2008 года ситуация начала меняться, субсидии стали поступать и из федерального бюджета, а контроль над исполнением значительно усилили. Но даже принцип софинансирования не слишком изменил положение в дотационных и депрессивных регионах.

Более того, объемы предыдущей программы расселения были в два раза скромнее, а отведенные на реализацию сроки — больше. Если с 2008 по 2012 годы из аварийного фонда переселили 343 тыс. человек, то в ходе нынешней программы новые квартиры должны получить уже 720 тыс. жильцов.

Срыв сроков начался еще на этапе подготовки региональных программ: к назначенному Президентом сроку (15 апреля 2013 года) только три региона представили и утвердили планы расселения. Остальные подавали данные с задержкой и, очевидно, не слишком хорошо все просчитав. Именно ошибки при планировании чиновники сегодня называют в числе главных причин провала программы.

 

Вместе с тем главы федеральных ведомств отмечают и другие недостатки. Например, отсутствие системного подхода и плохую дисциплину.

В ситуации, когда обязанности у субъекта есть, а реальных возможностей нет, стали появляться так называемые новые аварийные дома и дома с «поддерживающим ремонтом», а также новостройки, существующие только на бумаге и в отчетах.

По словам Сергея Степашина, нередки ситуации с предоставлением ложных данных. За два года недостоверные сведения подавали 28 регионов. Причем Саха и Амурская область делали это неоднократно.

— Не понимаю, на что они (главы регионов — Ред.) рассчитывают, — признался Степашин. — Факты обмана мы выявляем сразу.

По его словам, фонд заключил специальное соглашение с Генпрокуратурой в лице ее руководителя Юрия Чайки, согласно которому материалы о махинациях правоохранители начинают разрабатывать немедленно, возбуждаются уголовные дела. Если эксперты Фонда ЖКХ выявляют факт недостоверной информации, с нарушителя требуют вернуть 500 тыс. руб. из средств финансовой поддержки.

За подобные «ошибки» своими местами уже поплатились губернатор Забайкалья, министр ЖКХ Крыма, высшие должностные лица Коми, Амурской, Тверской и Тульской областей. Вполне возможно, что срыв сроков в этом году приведет еще к ряду отставок.

Причиной отставания стала и неготовность стройкомплекса: сжатые сроки поставки материалов, дефицит мощностей и отсутствие подготовленных площадок для строительства.

В целом в сфере строительства отставание от графика расселения за весь период превышает 525 тыс. кв. м, а по контрактам долевого строительства — более 870 тыс. кв. м.

 

 

А дальше что?

Рейтинговое агентство строительного комплекса (РАСК), сопоставив площадь ветхого и аварийного жилья в России с объемом его фактического расселения за последние годы, подсчитало, что на ликвидацию всех неудовлетворительных объектов потребуется еще 30 лет. Однако, по словам первого заместителя председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы РФ Александра Сидякина, даже уже достигнутые показатели беспрецедентны.

— Мы переселили почти 400 тыс. человек. Это население такой страны, как Исландия, — подчеркивает депутат. — В этом году программа завершится: мы переселим почти миллион человек. Это уникальный эксперимент, аналогов которому нет во всем мире.

Вместе с тем, нет и четкого плана относительно того, что делать с оставшейся «аварийкой»: в госбюджете на это больше средств нет. Только по официальным данным объем признанного после 1 января 2012 года аварийным фонда превышает 7,5 млн кв. м. Через 17—18 лет эта цифра может увеличиться уже до 100 млн кв. м. Необходим механизм регулярной ликвидации аварийного фонда.

Пока же вариантов у собственников ветхого жилья несколько. Можно провести реконструкцию аварийного дома за свой счет. Однако это затратный и недоступный вариант для малоимущих жителей ветхих многоэтажек.

Другой путь — снести аварийный дом, продать земельный участок и на вырученные деньги переселиться в другое жилье.

Третий вариант — на этом же участке за свой счет или за счет инвестора построить новый дом. При этом новостройка может быть выше, с большим числом этажей и, соответственно, количеством квартир. Дополнительные площади можно продать и таким образом даже заработать на этом.

Наконец, четвертый, наиболее простой способ — стать нанимателем жилья по договору социального найма с возможностью его дальнейшего выкупа. Этот вариант, кстати, сейчас прорабатывают Минстрой и Фонд содействия реформированию ЖКХ. К слову, подобный опыт уже успешно реализовал Татарстан. Вероятно, теперь он будет растиражирован для использования в масштабах всей страны.

Мария МИЛЮХИНА

 

"СТРОИТЕЛЬСТВО.RU"