Требования к коммунальным ресурсам и контроль их соблюдения
17.03.2017 | 12:00


Ответственность управляющей организации перед потребителями за некачественные услуги в законодательстве расписана подробно. Как и параметры качества коммунальной услуги внутри помещения многоквартирного дома. А вот требований к качеству коммунального ресурса для предоставления этой услуги нет. Чтобы появились возможности и основания требовать от ресурсоснабжающей организации перерасчета платы, нужны узаконенные параметры контроля ресурса в точке его поставки. И орган, который бы этот контроль осуществлял.

 

 

При постоянном росте стоимости жилищно-коммунальных услуг все значимее становится их качество. Для контроля за соблюдением требований к коммунальным ресурсам необходимо два условия:

- критерии качества;

- наличие государственного контролирующего органа.

 

Услуги отопления и горячего водоснабжения — самые дорогие. Есть ли условия для контроля за их качеством?

 

Качество содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома обеспечивает в основном одна организация — управляющая организация, ТСЖ, ЖСК. В обеспечении качества коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению (ГВС) участников как минимум двое:

 

- теплоснабжающая организация;

- управляющая организация.

 

Зоны их деятельности разделены границей эксплуатационной ответственности (постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491), и соответственно разграничена ответственность за качество. Рассмотрим наличие критериев качества и органа государственного контроля за качеством отопления и ГВС по обе стороны этой границы.

 

Критерии качества отопления и ГВС в жилых помещениях установлены в приложении 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354):

 

- для отопления жилого помещения — обеспечение нормативной температуры воздуха;

- для ГВС — обеспечение температуры горячей воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496–09.

 

Для контроля за качеством отопления и ГВС в жилом помещении существует государственная жилищная инспекция.

 

А по другую сторону границы эксплуатационной ответственности? Ответом может служить пример из практики.

 

 В сентябре 2015 г. жители многоквартирного дома в г. п. Умба Мурманской области получили результаты корректировки платы за отопление их помещений с 1 сентября 2014 г. по 31 августа 2015 г. Сумма доплаты была начислена в размере семимесячной платы за отопление. Для рассмотрения спорных вопросов по корректировке платы за отопление жителей г. п. Умба приказом министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области от 12.11.2015 № 187 была создана комиссия, проведено обследование многоквартирных домов по адресам: ул. Дзержинского, д. 39А; ул. Горная, д. 37; ул. Горная, д. 43; ул. Победы, д. 37. Была зарегистрирована повышенная температура воздуха в местах общего пользования и в жилых и нежилых помещениях — 27 °С. Это нарушение требований п. 15 приложения 1 к Правилам № 354.

 

Параллельно председатель экспертного совета Общественной палаты Мурманской области проанализировал данные узла учета тепловой энергии, расположенного на границе эксплуатационной ответственности многоквартирного дома по ул. Дзержинского, д. 39А. Было выявлено, что в период с сентября 2014 г. по август 2015 г. теплоснабжающая организация допускала завышенный в три раза часовой расход сетевой воды. Является ли трехкратное превышение расхода теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности, которое привело к изменению температурного режима в жилых помещениях, нарушением критериев качества отопления?

 

В приложении 1 к Правилам № 354 критериями качества отопления обозначены только: 1) температура воздуха в жилых помещениях (п. 15); 2) давление во внутридомовой системе отопления (п. 16). Первый критерий качества — для создания комфортных условий проживания, второй — для безопасных условий проживания. В рассматриваемом случае теплоснабжающая организация согласно п. 14 Правил № 354 с 1 сентября 2014 г. является исполнителем коммунальных услуг, а согласно п. 103 этих же Правил отвечает за нарушение качества коммунальной услуги, если оно возникло до границы эксплуатационной ответственности. Чтобы условия в помещениях многоквартирного дома были комфортными, а внутридомовым коммуникациям не наносился вред, коммунальный ресурс должен подаваться определенной температуры, установленного давления, требуемого объема и нормированного химического состава. И проверять эти параметры нужно не на ресурсоснабжающем предприятии, а в точке поставки в многоквартирный дом.

 

Какие требования к коммунальным ресурсам нарушены Какие же критерии качества нарушила теплоснабжающая организация, будучи исполнителем коммунальных услуг? Для решения этой проблемы автор, будучи главным государственным жилищным инспектором Мурманской области, использовал условия договора поставки коммунального ресурса и применял на практике следующие критерии качества коммунальной услуги по отоплению на границе эксплуатационной ответственности: температура теплоносителя относительно утвержденного температурного графика; объем теплоносителя (куб. м в час) до элеваторного узла; качество теплоносителя в соответствии с п. 6.132 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утв. приказом Госстроя России от 13.12.2000 № 285. Допустим, что названные критерии качества войдут в приложение 1 Правил № 354.

 

Какой государственный орган будет контролировать качество по другую сторону границы эксплуатационной ответственности? Сегодня государственная жилищная инспекция контролирует качество отопления только на одной стороне границы эксплуатационной ответственности — в жилом помещении многоквартирного дома. Результат — предписание управляющей организации и доплата за отопление шокирующего размера.

 

Можно применить механизм привлечения к ответственности за нарушение договора поставки коммунального ресурса (коммунальной услуги), заключенного исполнителем коммунальной услуги (теплоснабжающей организацией) с потребителем (п. 6 Правил № 354) в результате конклюдентных действий. Но сможет ли потребитель, не имея на руках договора и не владея профессиональными знаниями, бороться за свои права?

 

Контролировать качество отопления «по другую сторону границы» должен государственный орган. Уровень профессиональных знаний его сотрудников не может быть ниже, чем у поставщиков коммунальной услуги до границы эксплуатационной ответственности.

 

Получение таких знаний предусматривает Национальная система квалификации в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики». Она должна охватить и органы государственного контроля. Возможность осуществления государственного жилищного надзора за деятельностью жилищных и жилищно-строительных кооперативов Корректировка законодательства относительно контроля качества коммунальных услуг

 

По инициативе Мурманского регионального отраслевого объединения работодателей «Союз ЖКП МО» в феврале 2016 г. состоялось собрание представителей отраслевых объединений работодателей предприятий жилищно-коммунального хозяйства Северо-Запада России. Обсуждался вопрос перехода к «прямым» договорам поставки коммунальных ресурсов. Было отмечено, что в действующих Правилах № 354 отсутствуют критерии качества коммунальных ресурсов по отоплению и горячему водоснабжению на границе эксплуатационной ответственности, обозначенной п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. При расторжении договора о приобретении коммунального ресурса ресурсоснабжающая организация приобретает статус исполнителя коммунальных услуг (п. 14 Правил № 354). При этом ответственность за качество коммунальной услуги ресурсоснабжающая организация как исполнитель несет только до границы эксплуатационной ответственности (п. 103 Правил № 354). В то же время в Правилах № 354 отсутствуют критерии качества ресурса и коммунальной услуги до границы эксплуатационной ответственности. Это не позволяет объективно оценить причины нарушения качества отопления и горячего водоснабжения в помещениях многоквартирного дома.

 

Для устранения законодательного пробела предложено ввести в приложение 1 Правил № 354 критерии качества ресурса (коммунальной услуги) по отоплению и горячему водоснабжению до границы эксплуатационной ответственности: отопление: температура теплоносителя по температурному графику; часовой расход теплоносителя по договорной нагрузке; качество теплоносителя в соответствии с п. 6.132 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения; горячее водоснабжение: для закрытых двухтрубных систем теплоснабжения температура теплоносителя не ниже 70 °С; для четырехтрубных систем теплоснабжения температура горячей воды не ниже 60 °С; для открытых систем теплоснабжения температура теплоносителя не ниже 60 °С; для открытых систем теплоснабжения качество теплоносителя должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4 2496–09.

 

Предложенные изменения были направлены в адрес Министра строительства и ЖКХ РФ. Обращение подписали председатели трех региональных отраслевых объединений работодателей жилищно-коммунальных организаций — Мурманской и Ленинградской областей и г. Санкт-Петербурга. Профсообщество уверено, что такая корректировка законодательства ликвидирует существующий правовой вакуум и уравновесит права и ответственность всех участников отношений в сфере ЖКХ.

 

"Городское хозяйство и ЖКХ"