Ледовский Сергей Дмитриевич - генеральный директор НПО «Карат», Председатель Совета НП «Метрология энергосбережения». Его организация отвечает за установку автоматизированной беспроводной системы сбора и обработки данных коммерческого общедомового учета и контроля холодного водоснабжения в Иваново в рамках совместного проекта Всемирного банка и правительства РФ «Реформа ЖКХ в России». В домах города устанавливаются современные счетчики, которые позволяют снимать показания без присутствия специалистов водоканала или управляющей организации. В своем интервью Сергей Дмитриевич поделился своими мыслями, как должна выглядеть идеальная система сбора достоверной информации с приборов учета. - Сергей Дмитриевич, многие дома оборудованы приборами учета, но до сих пор идут споры, кто кому что должен.
Главная задача «оприборивания» - получение честной и достоверной цифры. Чтобы она была таковой, средство измерения не должно принадлежать ни одной из сторон и обслуживаться независимым оператором учета. Кроме метрологического обеспечения договорных отношений, это дает множество эффектов на различных уровнях – возможность сведения энергобалансов, понимание емкости и динамики потребностей отрасли, аргументы для обоснованной локализации инвестиций в повышение энергоэффективности.
Изначально логикой реформ предусматривалось, что первым шагом на пути повсеместного повышения энергоэффективности должна стать установка приборов учета и переход на расчеты за энергетические ресурсы по их показаниям. Однако сегодня мы видим, что в таком виде эта схема не работает. Недостаточно унифицированы требования к устанавливаемым приборам учета. Но главное – прибор, принадлежащий одной из сторон, рискует или «выйти из строя», или дать ненадежные показания. Объективно существует фактор выгодности-невыгодности прибора, и в ряде случаев той же управляющей компании в многоквартирном доме выгоднее выставлять счета по нормативу (и прибор преднамеренно выводится из строя), а затем снова по показаниям счетчика. Такая работа прибора – не то, к чему мы стремимся, он не должен обслуживать интересы одной из заинтересованных сторон.
Что же необходимо сделать для улучшения ситуации? Сегодня надо повсеместно принять мысль, что продуктом отрасли являются не собственно измерители, приборы, а их показания. Поэтому основная задача – обеспечить достоверность этих показаний и доверие к ним всех вовлеченных сторон. В противоречивых по своей природе отношениях поставки и покупки энергоресурсов такая цифра потребления позволяет сохранять баланс интересов.
Для этого прибор должен обслуживаться третьей стороной – независимым оператором. Его ответственность – обслуживать приборы и гарантировать точность выдаваемых ими показаний, независимо от их величины. Такая практика в России не новшество, например, весы и кассовые аппараты именно так и обслуживаются – у операторов налажены связи с производителями, имеются сертифицированные специалисты, они подконтрольны органам Госстандарта, им доверяют и налоговики, и потребители услуги – точных проверенных измерений, т.е. продавцы и покупатели.
Оператор приборов учета энергоресурсов не решает задачи энергосбережения, а занят только метрологией, честными измерениями? Так. По сути, необходимо отделить метрологию от учета, сейчас они взаиморастворены. Сделать это необходимо даже на уровне терминологии: ведь правильнее термин «средства измерения, применяемые для учета», здесь речь о технических характеристиках и метрологии, диапазоне погрешности и т.д. В то время как термин «прибор учета» предполагает уже определенные методологию, алгоритмы и расчеты, это больше, чем просто измерения. Измерения решают предбиллинговые задачи, их объектом не являются денежные средства на оплату ресурса, а лишь сам ресурс в четко измеренном количестве.
От измерения потребленного ресурса до энергосбережения длинный путь? Целый ряд этапов, следующих за функцией измерения, и дают требуемые эффекты, которые ошибочно иногда приписывают счетчику.
Прежде всего, это сведение баланса. Сегодня баланс не сводится даже на уровне многоквартирного дома – наличие общедомового прибора учета и квартирных далеко не всегда приводит к фактическим расчетам баланса по дому, хотя для этого все есть. Нет независимого субъекта, гарантирующего постоянную работоспособность и корректность прибора, чтобы заработал механизм о расчетах по его показаниям.
При этом основной уровень создания балансов на основе показаний счетчиков на уровне города – это муниципалитет в силу своего положения в административной иерархии, ответственности за ЖКХ и интересов в результатах следующих за метрологией аналитических шагов. Здесь нужно аккумулирование собираемых данных, и их обработка для получения удельных показателей, качественно характеризующих состояние зданий, инженерных систем, источников, сетей. На основании такой аналитики обоснованными становятся и управленческие решения об инвестициях в модернизацию и энергосберегающие мероприятия.
Важно наладить и сохранить регулярность обслуживания приборов, включая работу с потребителями ресурса. Визиты представителя оператора по объявленному графику обеспечивают прозрачность и доверие. Это же способствует и взращиванию ответственного собственника жилья, о чем сейчас так много говорится. Если человек понимает причинно-следственную связь между своим потребительским поведением и цифрой в квитанции – он будет экономить.
В большинстве городов, конечно, эти эффекты еще не достигнуты...
Да, «на земле», казалось бы, приборы установлены, а в ту же ГИС ЖКХ сложить нечего. Нет возможностей проводить сравнительный анализ объектов. Опереться в решениях не на что.
Именно эту нишу и призвано заполнить введение независимых операторов учета. Выстроив последовательно функции метрологии, калькуляций и аналитики, биллинга, можно получить работающую устойчивую систему, где интересы сбалансированы, и присутствует доверие.
Сегодня технологии позволяют обеспечивать гарантию от несанкционированного доступа. На протяжении всего жизненного цикла прибора система должна хранить статистику о нем – ввод в эксплуатацию, поверки, ремонты, отключения, и т.п. Это позволяет оператору обеспечить прозрачность и доверие.
По факту в такой прозрачности заинтересованными сегодня оказываются больше производители приборов и метрологи. НП «Метрология энергосбережения» уже несколько лет ведет соответствующую работу. В настоящее время создается саморегулируемая организация операторов учета, возможны несколько бизнес-моделей их функционирования на рынке. Профессиональному сообществу в любом случае надо решить ряд задач, и в первую очередь – поднять уровень стандартов, разъяснить необходимость внедрения базовых принципов независимой метрологии, способствовать организации и упорядочению рынка профессиональных, квалифицированных операторов.
"Индустриальные новости"