В рамках совместного проекта Правительства Российской Федерации и Всемирного банка «Реформа ЖКХ в России» проходит отбор лучших практик в сфере ЖКХ. Специалистами проводится тщательное изучение новых решений, технологий, методик, направленных на улучшение ситуации в отрасли и повышение качества услуг ЖКХ. Особое внимание уделяется практикам, направленным на повышение уровня информированности населения в сфере ЖКХ.
В отборе участвуют проекты, на практике показавшие свою эффективность и заслуживающие распространения в других регионах страны.
Так, одной из лучших практик стала работа государственного Портала ЖКХ Чувашской Республики в рамках комплексной автоматизации ЖКХ Чувашии. Сайт не только информирует население по вопросам сферы ЖКХ, но и является эффективным инструментом контроля управляющих организаций. Данный проект планируется включить в Кодекс лучшей практики проекта «Реформа ЖКХ в России» с целью тиражирования на территории всей России.
Портал ЖКХ Чувашии (http://www.jkh.cap.ru/) создан в 2011 году по указу главы республики. Он является официальным ресурсом для раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирными домами. За время работы сайт стал не только каналом информирования населения по вопросам ЖКХ, но и эффективным инструментом обеспечения высокого уровня финансовой прозрачности управляющих компаний.
Идея Портала заключается в том, что, в соответствии с региональным законодательством, управляющие организации обязаны размещать исключительно полную информацию о своей деятельности. Компании должны заполнять обязательные разделы, часть из которых создана в соответствии с федеральными стандартами раскрытия информации (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»), а еще часть - создана по требованию администрации города Чебоксары. Контроль размещения информации на сайте осуществляет Госжилинспекция Чувашии. Именно полнота и периодичность обновления информации является принципиальным отличием системы от других сайтов.
Данные о показаниях общедомовых приборов учета, начислениях и собранных средствах управляющие компании размещают не раз в год, как это предусмотрено федеральными стандартами раскрытия информации в сфере ЖКХ, а ежемесячно: по каждому дому и по каждому ресурсу. Также на портале управляющие организации раскрывают все составляющие своего тарифа на содержание и текущий ремонт дома. В результате сотрудники администрации и жители Чебоксар имеют постоянный доступ к сведениям, достаточным для анализа и контроля деятельности обслуживающих организаций. Граждане повышают свой уровень информированности об особенностях начислений платежей и обучаются самостоятельно определять, какая стоимость является экономически обоснованной.
Благодаря интеграции с биллинговыми системами, информация от управляющих компаний автоматически поступает на портал и сопоставляется с данными ресурсоснабжающих организаций. Используя эту опцию, Госжилинспекция Чувашии уже сумела вернуть населению 20 млн рублей, недоперечисленных за отрицательный ОДН по холодному и горячему водоснабжению.
"Реформа ЖКХ в России"
Опыт работы государственного портала Чувашской Республики планируется включить в Кодекс лучшей практики Проекта «Реформа ЖКХ в России» для презентации и тиражирования в других регионах страны.