26 ноября отмечается Всемирный день информации (World Information Day), который проводится ежегодно с 1994 года по инициативе Международной академии информатизации (МАИ), имеющей генеральный консультативный статус в Экономическом и Социальном советах ООН, и Всемирного информациологического парламента (ВИП).
Информация (от лат. informatio — «разъяснение, изложение, осведомлённость») — сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления.
В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.
В этот день в 1992 году состоялся первый Международный форум информатизации. Сегодня Всемирный день информации отмечается во многих странах мира. Информация, в широком смысле, — сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств), а также сам процесс передачи или получения этих сведений.
Информацию можно разделить на виды по различным критериям:
по способу восприятия:
· Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
· Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
· Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
· Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
· Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
по форме представления:
· Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
· Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
· Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
· Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
· Видеоинформация — передаваемая в виде видеозаписи.
по назначению:
· Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
· Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
· Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
· Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
по значению:
· Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
· Достоверная — информация, полученная без искажений.
· Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
· Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
· Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
по истинности:
· истинная
· ложная
Информация всегда играла в жизни человечества очень важную роль. А с середины 20 века в результате социального прогресса и бурного развития науки и техники роль информации неизмеримо возросла.
Свойства информации.
Главным свойством информации является ее способность мгновенно распространяться при наличии большого количества носителей/потребителей информации. Носителями информации могут выступать как флешки, дискетки, жесткие диски, Е-диски, так и мозги живых существ.
Качество информации – степень её соответствия потребностям потребителей. Свойства информации являются относительными, так как зависят от потребностей потребителя информации.
Новизна. Главной характеристикой информации является ее новизна. Все, что не привносит новизны в наше понимание сущности объекта или явления - информацией не является.
Объективность. Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.
Полнота. Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений.
Достоверность – верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть, как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация); непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех; ошибки фиксации информации.
В общем случае достоверность информации основывается на фактах, достигается: указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются; сопоставлением данных, полученных из различных источников; своевременным вскрытием дезинформации; исключением искажённой информации и др.
Адекватность – степень соответствия смысла реально полученной информации его ожидаемому содержимому. Например, задан вопрос - "Сколько у человека пальцев на руке?" "На руке у человека пять пальцев" - ответ достоверный и адекватный, "У человека две руки" - ответ достоверный, но неадекватный.
Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени.
Эмоциональность – свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители медиаинформации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации.
В настоящее время мировой тенденцией стала модернизация телевещания с помощью перехода на цифровые технологии, развитие высокоскоростного Интернета и мобильной связи. Этой тенденции придерживается и Россия. В 2008 году была принята стратегия развития информационного общества до 2015 года, которая определила стратегические цели и направление деятельности органов государственной власти в области развития информационного общества в России. Одним из важнейших направлений информатизации российского общества является развитие Интернет-технологий во многих отраслях жизнедеятельности человека и общества в целом. Информация – чуть ли не главная ценность в современном мире. Все знают знаменитую фразу: «Кто владеет информацией — тот владеет миром». Причем ее количество с каждым днем растет. Цифровое будущее, о котором раньше и подумать не могли (ПК, мобильник, Интернет, планшет...), становится привычным цифровым настоящим. Но важно отметить, что кроме этого, происходит и лавинообразное нарастание массы разнообразной информации, получившее название «информационного взрыва». А здесь уже недалеко и до «информационного стресса». В последнее время психологи заговорили о том, что неумение пользоваться информационными технологиями и самой получаемой информацией, а вернее, контролировать ее качество и объем, приводит к так называемому «информационному стрессу», что может быть чревато как социальными последствиями, так и проблемами со здоровьем. И об этом важно помнить.
Подготовила Надежда Рыбакова - Портал ЖКХ Забайкальского края