Отмена прямых выборов мэра города и реорганизация органов самоуправления не могли не повлечь за собой и изменения в разделении полномочий и обязанностей комитетов и управлений городской администрации. Многие преобразования носят кабинетный и чисто бюрократический характер, но есть и такие, которые могут затронуть жизнь каждого читинца. И, в зависимости от обстоятельств, либо сделать её более комфортной и спокойной, либо – серьёзно осложнить. Самый свежий тому пример – решение новой городской Думы о серьезном расширении списка должностных лиц, получивших право составлять протоколы о плохом поведении горожан и гостей краевой столицы, то есть наказывать их за то, что предусмотрено Законом Забайкальского края от 24.06.2009 года № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях».
Изменения и дополнения в этот достаточно объёмный документ – а он содержит 60 статей – вносились дважды: в мае 2010 года и в октябре 2012 года. Коррективы не были сколько-нибудь радикальными и носили, скорее, процессуальные уточнения, да дополнялся перечень непозволительных действий, а вот последняя редакция Закона, образно говоря, значительно удлинила его карающую руку. До недавнего времени всеми многочисленными «протокольными» делами от администрации города занимались один-четыре человека, только они имели право составлять протоколы о правонарушениях, вникали в их суть, вызывали на комиссию провинившихся, определяли степень их вины и принимали решение о наказании. В основном этой работой занимались помощник мэра города по благоустройству, заместитель по ЖКХ и пара специалистов. Теперь круг лиц, наделённых правом проводить весь этот комплекс мероприятий, расширился. К примеру, разбирательства по статье № 19 («Невыполнение в срок предписания органа, осуществляющего контроль над соблюдением правил благоустройства») теперь может инициировать любой из 23-х чиновников, внесённых в этот список. А они представляют такие службы, как Комитет ЖКХ, Комитет по управлению имуществом, Управление потребительского рынка, Управление строительства, транспорта и связи, Управление архитектуры. И так по большинству статей. Предположительно, эта мера должна в разы сократить время проведения процедуры «обнаружение нарушения – его разбирательство на административной комиссии – наложение взыскания». Как обстояло дело раньше специалисты контрольной инспекции города пояснили на самом распространённом примере: Закон № 198, статья 13-я, часть 1-я «Нарушение покоя граждан и тишины». Очень часто жители многоквартирных домов, обеспокоенные либо частыми и шумными поздними застольями своих особо жизнерадостных соседей, либо громкой музыкой из близлежащего кафе, либо какими-то другим посторонним шумом после 22-х часов, действовали по единственной схеме. Они вызывали наряд полиции, ждали какое-то время его, а затем и результатов от действий стражей порядка. Все установочные мероприятия, проходя различные бюрократические и процедурные стадии, могли затянуться до месяца. И только по их окончании, документы отправлялись на административную комиссию. Далее, председатель комиссии по почте посылал нарушителям ночного покоя уведомление с требованием явиться на комиссию для разбирательств. Как известно, почтовое сообщение у нас также не самый оперативный способ связи, а это ещё одна причина потери времени. В итоге, сроки, отпущенные на принятие решения проходят (Законом они определены в 2 месяца) и поведение возмутителей спокойствия остаётся без последствий, то есть принцип неотвратимости наказания не работает. Конечно, эта ситуация несколько утрирована, но общую трудность в наведении порядка в вечернее и ночное время суток, в борьбе с такими правонарушениями, она поясняет достаточно доходчиво.Теперь же потревоженным жильцам, параллельно с вызовом полиции, можно сообщить о нарушениях в городскую контрольную инспекцию. Наряд оперативно устранит шум, а чтобы ситуация не повторялась, дополнительные меры будут приниматься уже контрольной инспекцией. Предполагается, что так будет быстрее и эффективнее, чем это делалось ранее. Во всяком случае, именно на это нацеливает контролирующих лиц новая редакция 198-го Закона.
Что же касается содержания статей, то и он дополнен: в статью № 46 добавлено три пункта: «Нарушение порядка распоряжения объектом недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и использование данного объекта», «Непредставление отчётности в уполномоченный орган по управлению муниципальным имуществом» и «Нарушение порядка и условий приватизации муниципального имущества». Статья № 51 также «потяжелела» на два пункта: «Воспрепятствование проведению муниципального земельного контроля» и «Выжигание сухой травы на земельных участках».
Если говорить о причинах, побудивших депутатов новой городской Думы внести такие изменения в 198-й Закон Забайкальского края, то они заключаются в следующем. Во-первых, изменилась штатная структура администрации Читы, об этом было сказано в самом начале материала. В результате изменений упразднили должность помощника мэра города по благоустройству, на котором, собственно, и замыкались все разбирательства с правонарушениями. Именно с ликвидацией поста и встала необходимость перераспределить его обязанности между другими профильными службами администрации. И вторая причина – в последнее время в связи с реформами изменились условия хозяйствования в сфере ЖКХ, а поскольку положения Закона регулировали в основной своей массе работу именно этой системы, их надо было привести в соответствие с требованиями дня. Что и было сделано: решение Думы городского округа «Город Чита» № 86 об изменениях и дополнениях в вышеупомянутый Закон вступило в силу с 17 декабря 2014 года.
Алексей Романов – Портал ЖКХ Забайкальского края
Комментарий Портала ЖКХ Забайкальского края.
Пока говорить о том, насколько эффективно будет действовать Закон в своей новой редакции, конечно же, рано: практика не наработана, статистики положительных примеров ещё нет. Но чисто теоретически можно предположить, что убирая бюрократическую волокиту, сокращая время в принятии решений, городская администрация получает неплохую возможность навести порядок в городе и даже пополнить бюджет Читы. Правда, надежда на это слабая – поступления, даже очень скромные, в городскую казну безоговорочно могут обеспечить только две статьи: 18-я и 19-я. Штрафы, налагаемые по остальным 58-ми статьям, идут в бюджет края. И хотя есть соответствующие распоряжения о том, чтобы эти деньги делились между городом и краем пропорционально, существенной роли эти суммы для столицы Забайкалья не играют. И, кстати, если вновь избранные депутаты сумеют решить этот вопрос, можно будет надеяться на то, что в Думу они пришли для работы именно над проблемами города и горожан, и выполнения наказов своих избирателей.