Считается, что контакты управляющих компаний с жильцами домов, что обслуживаются этими УК, должны быть максимально тесными, а взаимодействия продуктивными. Вроде бы это облегчает жизнь самим жильцам и работу компаниям. Тем более что такая практика закреплена, а значит, и поощряется законами – именно они регламентируют деятельность Советов МКД и их членов. Примеры такого сотрудничества есть, но не в тех количествах, чтобы сегодня как-то радикально повлиять на состояние дел в обслуживании многоквартирных домов, в повышении качества сервиса. Поэтому каждый такой образчик сотрудничества активистов из числа собственников жилья с управляющими компаниями заслуживает внимания, а если он ещё и эффективен, то тем более он требует и пропаганды и распространения.
Член Совета дома по Селенгинской, 15, Зинаида Игнатьевна Барабанщикова – довольно частый гость у специалистов управляющей компании «Лидер». И приходит она сюда не просто так поболтать, время провести, а с совершенно конкретными вопросами, за разъяснениями, консультациями. Бывает, что и с предложениями и с замечаниями. И к её словам прислушиваются, так как знают, что за словами Зинаиды Игнатьевны стоит чёткое представление о положении дел в доме, о его состоянии, о нуждах жильцов. Более того, визиты Зинаиды Игнатьевны дают ощутимые результаты: у компании нет головной боли с задолженностью по платежам от жильцов этого дома. И тут надо понимать, что большинство жильцов – пенсионеры, люди небогатые и кроить семейный бюджет им подчас очень сложно, однако, повторимся, должников на Селенгинской, 15, нет. Все собрания, возникни вдруг необходимость в их проведении, готовятся и проводятся в строго оговоренное время, жильцов, о чём надо, оповещают лично и своевременно, а возникшие претензии оформляются чётко по делу, без словоблудия и необоснованных капризов, с пониманием желаний жильцов и возможностей управляющей компании. Спорные вопросы разбираются тщательно, непонятливым даются основательные разъяснения. Так было с выбором управляющей компании, так было с выбором способа накопления средств на капитальный ремонт. Точно в таком же режиме, спокойном, не митинговом, решались и другие вопросы. Именно усилиями Совета дома и самой Зинаиды Игнатьевны жильцы сумели добиться установки приборов учёта, проведения текущих ремонтов подъездов, подвала и чердака, уборки и благоустройства придомовой территории, без нареканий и ответственно работают дворники, вывозится мусор, решаются другие пусть и сиюминутные, житейские, но, тем не менее, важные задачи. Самый яркий пример, что приводит Зинаида Игнатьевна, это недавняя замена старого электрощита. Дело в том, что дом 1957-го года и электрооборудование не менялось со дня его постройки. В последние годы жильцы жили в постоянной тревоге: электрощит мог в любой момент закоротить, и была явная угроза пожара. А когда его пришли менять, то рабочие не смогли открутить ни одной гайки на креплении – настолько всё проржавело и прикипело. Пришлось в буквальном смысле выдалбливать его из стены и выкорчёвывать ломами. А последняя из проблем, которую совсем недавно совместно обсуждали и жильцы, и УК, к решению которой тщательно готовились, это новый выбор управляющей компании, согласно требованиям 255-го федерального закона. Пока решение однозначное – управление домом доверить «Лидеру», однако жильцы оставляют за собой законное право, в случае неудовлетворённости работой компании, поменять её на другую.
…В инициативную группу жильцов, Зинаида Игнатьевна, по её собственным словам, попала, в общем-то, случайно: десять лет назад, в 2005-м году, будучи уже давно на пенсии, она озаботилась как-то решением собственных бытовых проблем. И – получилось. За их удачным разрешением потянулась вереница уже других дел, на благо всего дома. Так вот, можно сказать, по инерции, стала защищать права своих соседей уже облечённая доверием всего домового сообщества. А со временем статус инициативных групп жильцов был закреплён и законодательно. От председательства в Совете дома Зинаида Игнатьевна отказалась, посчитав, что на это место подойдут более молодые, здоровые и энергичные люди, а вот текущими и рутинными делами заниматься согласилась. И это ей удаётся, даже не смотря на очень почтенный возраст. Где-то кого-то уговорит, кого-то пристыдит, найдёт другой подход, с чисто житейскими аргументами и порядок в доме вот уже несколько лет поддерживается довольно крепкий. Какими-то особо глубокими знаниями жилищного законодательства она себя не обременяет, справедливо полагая, что есть люди более информированные и подготовленные. Её обязанность - быть в курсе дел, чётко сформулировать вопрос, обозначить проблему, получить квалифицированные разъяснения и добиваться результата. Все задачи Советом дома решаются по мере их возникновения без запредельных требований, но настойчиво, до победного конца. Но это совсем не говорит о том, что управление домом закостеневшее и неповоротливое, не способное реагировать на требования времени. И не обязательно однажды принятое решение будет выполняться до скончания века. Люди уже поняли, что законы у нас пока далеки от совершенства, меняется жизнь, меняется и законодательство. Значит, для пользы дела надо всегда следить за всеми изменениями и вовремя на них реагировать. Это учитывает и Совет дома, на это обращают внимание и сами жильцы. Как пример, Зинаида Игнатьевна приводит намерение своих соседей поменять форму накопления средств на капитальный ремонт. Год назад люди решили вносить деньги на счёт регионального оператора. Но сейчас им кажется, что разумнее аккумулировать эти суммы в управляющей компании. Пока оценивают свои нужды и возможности, прикидывают что выгоднее и быстрее, разбираются с процедурами. А основания задуматься над этим вопросом у них есть. Дом когда-то принадлежал ТЭЦ-2, содержался по остаточному принципу и в своё время городу был передан в очень плохом состоянии. Проржавели, обветшали и сгнили все внутридомовые коммуникации. Восстанавливалось всё хозяйство буквально по сантиметру и то не до конца – не хватало средств. Сегодня в 24-квартирном доме проживает 44 человека, в основном - пенсионеры, понятно, что сами они собрать нужные суммы не в состоянии. Одна надежда – на помощь со стороны. А понимание того, что дом нуждается в ремонте, сомнений не вызывает ни у кого. Согласно плану, ремонт внутридомовых тепло-, водо- и электросетей, системы горячего и холодного водоснабжения запланирован на 2016-й год. Ремонт и утепление фасада – на 2017-й. Систему водоотведения и крышу планируют отремонтировать в 2018-м году и фундамент – в 2037-м. И если с первыми тремя позициями жильцы согласны потерпеть, хотя и не без оговорок, то фундамент их беспокоит очень сильно: дому всё-таки уже 58 лет и эксплуатировалось здание далеко не в щадящем режиме, почти без серьёзных восстановительных или поддерживающих работ. Вот и рассчитывают жильцы, что в этом вопросе им может посодействовать УК «Лидер».
Вообще же, когда разговор заходит о взаимодействии управляющих компаний с активами собственников жилья, никаких споров этот вопрос не вызывает: все исключительно голосуют «за». Однако, когда очередь доходит до реальных дел, то количество энтузиастов среди жильцов резко уменьшается. В УК «Лидер» называют примерно такую цифру: компания обслуживает более 250 многоквартирных домов. И в каждом из них созданы Советы домов. Однако реально работают 8-12 человек. Никто не спорит с тем, что работы у них много, что она очень хлопотная, и не всегда эти люди встречает понимание даже среди соседей по дому. Но иначе сегодня порядок в коммунальном хозяйстве не навести и управляющие компании с умным руководством идут навстречу таким активистам-общественникам, стараясь хоть как-то стимулировать их работу. В «Лидере», к примеру, открыто говорят: да, мы согласны вообще не брать плату за жилищно-коммунальные услуги с председателей Советов МКД, а их членам готовы предоставить 50%-ю скидку. Но даже это в полной мере не работает. Поэтому и ценят здесь контакты с такими редкими людьми, как Зинаида Игнатьевна Барабанщикова, не отмахиваются от их посещений и с вниманием выслушивают все просьбы, предложения и претензии.
…И как небольшой штрих к отношению к своему дому и своим обязанностям самой Зинаиды Игнатьевны. Озаботившись благоустройством двора, Совет дома в прошлом году заказал в управляющей компании саженцы для посадки перед домом. Понятно, что пенсионерам копать землю и таскать воду было тяжеловато и всю работу пришлось выполнять тем работникам, кто эти саженцы привёз: удалось их уговорить. Трудились мужики, совершенно посторонние, кстати, люди, на совесть, с пониманием. Так вот, в дополнение к обычному человеческому «Спасибо!» Зинаида Игнатьевна всех занятых на посадках угостила домашними блинами, которые, надо думать, умеет печь мастерски…
Алексей Романов – Портал «ЖКХ Забайкальского края.
.