Выступление и.о. главы РСТ произошло на «правительственном часе» 33-й сессии НХ РБ. Парламент выслушал объяснения РСТ по поводу обоснованности жилищно-коммунальных тарифов в Улан-Удэ. Тема эта более чем острая, поэтому служба по тарифам уже во второй раз вызывается в республиканский парламент. Ранее Борис Хмелев доказывал обоснованность тарифов на «круглом столе» Народного Хурала. С докладом ему пришлось выступить и на сессии.
6 или 12?
- Рост тарифов на коммунальные услуги в Бурятии на 2013 соответствует параметрам, установленным Министерством экономики России, и не превышает предельные индексы, установленные Федеральной службой по тарифам. Тарифы обеспечивают недопущение роста платы граждан сверх уровня, указанного в поручениях президента России и правительства страны. То есть не превышает 6% в среднем за год к декабрю 2012 года, - сообщил и.о. руководителя РСТ.
Видя легкое недоумение в зале, Борис Хмелев поспешил объяснить:
- Тарифы на первое полугодие на тепловую энергию, водоотведение, водоснабжение, электроэнергию для населения установлены без роста. На второе полугодие рост по тепловой энергии 11%, водоснабжению и отведению также 11%, по электроэнергии - 12%. Итого, в среднегодовом исчислении средний рост не превышает 6% к декабрю 2012 года.
И.о. руководителя РСТ еще долго продолжал говорить о том, какие меры по сдерживанию тарифов принимались Народным Хуралом и правительством Бурятии. Но тревожный шепот в зале нарастал. Суть претензии была понятна. По бумагам выходило, что среднегодовой рост тарифов действительно равен 6%. Но на деле получалось, что в течение 12 месяцев рост составляет 11 - 12%. Почему же так получается? Этот вопрос и был задан Борису Хмелеву.
- Согласно указу, предельный уровень 6%. То есть получается, что в первом полугодии тариф не поднимают, а во втором полугодии увеличивают сразу на 11 - 12%. И при этом вы нам говорите о 6%. Но ведь все-таки в годовом положении вы же превышаете, - заинтересовались народные избранники.
- Нет. Во втором полугодии мы подняли на 12% к декабрю, а в первом полугодии изменений не было. То есть в среднем по году будет 6%. Нарушений нет, у нас все по закону, - несколько взволнованно ответил Хмелев.
«Это все от лукавого»
Такой ответ депутатов явно не устроил.
- Это все от лукавого, - возразил депутат Федор Трифонов. - В год рост составляет 11 - 12%. Если раньше тариф действовал с 1 января по 31 декабря, то сегодня вы сделали как - взяли его с 1 июля и как будто за полгода берете. Но тариф-то действует по 30 июня следующего года. В итоге получается, что за год тариф все равно растет на 12%. Наша РСТ интересную позицию занимает, - резко сказал он.
Отметили депутаты и еще один момент - при приеме платежей с граждан берут так называемый комиссионный сбор.
- Вот вы сказали, что 6% предельный уровень. А на самом деле получается 7%. Полтора процента, о которых мы уже полгода ведем разговор, вы же этот комиссионный сбор не учитываете. А люди приходят и платят еще 1,5%.
- В Улан-Удэ создан единый расчетно-кассовый центр, который РСТ не регулирует. Мы, когда получили информацию о том, что берут еще 1,5%, сразу направили обращение в прокуратуру и УФАС. Сейчас идут судебные разбирательства, - поспешил оправдаться Хмелев.
И этот ответ Народному Хуралу также не понравился.
- Сколько месяцев уже идет вопрос об этих комиссионных сборах. 8 месяцев прошло, и ничего не решилось! Вон БКС уже по 2% берет. В постановлении надо записать, чтобы правительство было активнее. Мы же годами так можем судиться. А люди платят. Но, встречаясь с ресурсоснабжающими организациями, мы узнаем, что возврата этой комиссии не будет, - вступил в разговор Анатолий Коренев.
Потребление ниже, тарифы выше
Допрос представителя РСТ продолжился.
- Одной из причин повышения тарифов вы называете снижение объемов реализации. То есть это произошло по причине установки приборов учета?! В этой ситуации как понять агитацию за то, чтобы люди устанавливали эти приборы? Зачем я их буду устанавливать, если мне все равно тариф поднимут? Я буду потреблять меньше в объеме, но в деньгах-то я буду платить столько же, а то и больше, - возмутился депутат Федор Трифонов.
- Счетчики надо устанавливать, чтобы знать объем потребленных энергоресурсов, - нервничая, ответил Борис Хмелев.
- С таким подходом мы отобьем у населения всякое желание ставить приборы, - констатировали депутаты и задали очередной вопрос.
Вопросы представителю РСТ продолжали сыпаться один за другим.
- Почему общедомовые расходы в несколько раз больше, чем по счетчику? И это же повально везде идет…
- Плата идет по двум вариантам. Если в доме нет общедомового прибора учета, то здесь вступает в действие наш норматив, установленный РСТ. В том случае, когда прибор установлен, жильцам дома надо внимательно посмотреть, кто еще подключен к этому дому. И эти расходы исключить. Это задача самих жильцов, - сказал представитель РСТ.
- А почему потребители должны сами выяснять? Мы же не идем в магазин со своими весами?! Почему здесь-то не так? - вновь возмутился Федор Трифонов.
«Молчать больше нельзя»
Итог подвел депутат Сергей Мезенин:
- Молчать нам больше нельзя. На «круглом столе» участники уже высказались за государственное регулирование всех этих тарифов. Поэтому в проект постановления мы вносим предложение - обратиться в Госдуму и Совет Федерации по поводу принятия закона о госрегулировании. Вот нам говорят, что в первом полугодии тарифы не увеличиваются. А к нам пришел ветеран труда и сказал: идет рост тарифов. За март потребление холодной воды по счетчику составило 3 куба. А ему предъявили 9 кубов. 6 кубов составили общедомовые расходы! И никто ничего объяснить не может. Скрытые взимания происходят, видимо. Считаем, что мы недорабатываем в этом плане.
С такой точкой зрения парламент был согласен.
- Надо выходить на Госдуму. Иначе это будет вечный вопрос, - заявили народные избранники.
Сообщает Деловая Бурятия