Обречены на выживание! За последние несколько лет из села Усть-Борзя Ононского района уехали сотни человек. А всё потому, что не только работать, но и жить негде. Мы побывали в вымирающем селе и встретились с теми, кто каждый день ведет битву за жизнь.
В 90 годы в селе Усть-Борзя разморозили котельную, последствия оказались чудовищные. Десятки семей в многоквартирных домах среди зимы остались не только без тепла, но и без света. Со временем ситуация не стабилизировалась, большинство местных жителей из села вынуждены были уехать.
Гыма Жалсанова, глава сельского поселения Холуй-Базинское: "В этих многоквартирных домах фактически зарегистрировано 85 семей. Это 100-160-170 человек. Все семьи проживают в разных местах Забайкальского края. Кто-то проживает в Иркутской области, имеют приватизированное жильё, кто-то проживает в селе Усть-Борзя".
Более-менее нормально в Усть-Борзе живут те, у кого есть частные дома. А вот жителям аварийных многоэтажек приходится не сладко. В старом микрорайоне сейчас остались одни развалины. Пустые глазницы вместо окон, на крышах выросли деревья. Картина ужасающая, напоминает она кадры из фильмов ужасов однако в таких условиях вынуждены жить несколько семей.
Фёдор Плешко всю свою жизнь строил дома, в 1982 году за усердный труд был награждён этой квартирой. Сейчас в аварийном доме он единственный жилец. Весь день проводит в заботах по дому. Признаётся, в 76 лет воды натаскать, да дров наколоть не так-то просто.
Фёдор Плешко, житель села Усть-Борзя: "Мне бы благоустроенно квартиру, здесь же квартиры нету, деньги — стоимость этой квартиры. Мы знаете как бы отсюда убежали бы сразу. Убежали бы даже без оглядки. Устали мы намучилась".
Устала каждый день топить буржуйку и Валентина Ухимова. Рассказывает, за зиму уходит шесть машин дров. Чтобы в квартире пар изо рта не шёл, кочегарят круглые сутки. Так же, как и пенсионеры Плешко, мечтают получить нормальную квартиру.
Валентина Ухимова, жительница села Усть-Борзя: "Мне бы хоть чё. Могли бы дом построить хорошо. Дали бы деньги, ещё лучше я бы уехала куда-нибудь. Никто ничего не даёт, а сельское поселение они нам не могут дать, потому что видели, каки у нас дома".
Глава сельского поселения поясняет, семьям предлагали переехать в отремонтированный администрацией дом с меньшей площадью, но они отказались. Найти решение проблемы пока не могут и районные власти, говорят пытались принять участие в программе "Переселение из ветхого и аварийного жилья", однако это не удалось по ряду причин.
Константин Самойлов, руководитель администрации муниципального района «Ононский район»: "По 185 закону одно из условий — это софинансирование до 5%, и наличие технической документации. Третье условие - это износ должен быть физическим"
Средств на софинасирование нет, так же, как и технической документации. Когда муниципалитет принимал эти дома акты были составлены некачественно, а технические паспорта вообще отсутствовали. Не оправдалось и третье условие — полный износ зданий. Пока в муниципалитете разводят руками, Устьборзинцы ведут сражение с холодом. Говорят, почти все деньги уходят на дрова, средств не остаётся даже на еду.
Сообщает Россия1-Чита