Не раз и не два из уст российской элиты звучали призывы не покидать "насиженные" провинциальные места в угоду сиюминутной выгоде в мегаполисах. Мол, Сибирь и Дальний Восток - исконно русские территории, которые будут интенсивно развиваться. Но с каждым годом желающих сменить "солнечный Магадан" на дождливый Питер становится все больше. Объективных причин для такого поступка хватает.
Москва и Санкт-Петербург удерживают по праву первые позиции в рейтинге регионов с высоким качеством жизни. По всем параметрам европейские города-миллионники, деловые и экономические центры страны с неплохими жилищно-коммунальными условиями и относительно высоким средним уровнем доходов предсказуемо привлекают население. Рядышком "пристроились" согреваемое столичными лучами Подмосковье, промышленый гигант в лице Республики Татарстан и могущественный Краснодарский край.
На другом полюсе - пустеющие Север, Дальний Восток, Забайкалье. Жители северной и первопрестольной столиц, включая грудных младенцев, могут себе позволить отложить на черный день, более 400 тысяч рублей. "Богатство" их соотечественников из депрессивных областей и республик, порой, исчисляется вкладами по 10-20 тысяч. Говорить это может как о некачественном управлении, так и о неумении создать привлекательную среду для жизни и инвестиций. Ведь есть немало провинциальных территорий, на которых сложился вполне благоприятный климат для проживания.
Предсказуемо высокую шестую позицию занял "эталон провинциального региона" - Белгородская область. Тот случай, когда политическая стабильность не превратилась в политическую стагнацию. Губернатор Евгений Савченко имеет репутацию одного из самых сильных управленцев своего уровня.
.
В первой двадцатке расположились также такие, на первый взгляд, ничем не примечательные субъекты как Ярославская, Липецкая, Калужская и Курская области. На фоне устойчивого положения "середнячков" на одну или несколько позиций "просели" нефтедобывающие регионы: Тюменская область, Югра, Башкортостан и Ямало-Ненецкий автономный округ. Говорит это о "несправедливом распределении ресурсов" от добычи углеводородов или, в целом, попытках власти переориентироваться на более депрессивную провинцию.
Что касается сравнения показателей этого года с прошлым, то никакой бурной динамики в жизни регионов, в целом, не наблюдается. Разве что отдельные субъекты порадуют или огорчат своим скачком в неизвестном направлении. 19 мест, по сравнению с 2012-м годом отыграла Ивановская область, поднявшись из андердогов в уверенные середняки, на 41-е место. Красноярский край удивил со знаком "минус", потеряв в рейтинге 14 позиций, откатившись с неплохого 33-го места на 47-е.
Примечательно, что позиции рейтинга качества жизни регионов не всегда совпадают с показателями социального самочувствия. Так, например, жители республики Тыва, уверенно замыкающей первый рейтинг, совершенно не чувствуют себя брошенными на произвол судьбы и обделенными благами. Может быть, лучше никогда не жили, а, может, близость к буддизму и традиционным верованиям помогает стойко переносить проблемы ЖКХ, не скрипеть зубами, проеезжая по неровным дорогам мимо обшарпанных домов...
В то же время жители Волгоградской области, всеми фибрами не переваривающие собственное бытие (этот регион занимает последнее место в актуальном рейтинге социального самочувствия) по всем объективным показателям не так несчастны, какими хотят казаться. 29 место по качеству жизни - не тот показатель, с которым можно посыпать голову пеплом. Может быть ситуацию портит низкий уровень доходов, который уступает и осетинскому, и дагестанскому, а, может, в целом, обида на местные и региональные элиты, которые не создают условий жизни в городе-герое.
Сообщает Нотэру ком