Почему потребителю коммунальных благ сложно защитить свои права?
“Хождение за правдой”, так автор этих строк озаглавила очередную публикацию о проблемах ЖКХ. Напомним, статья вышла 14 февраля этого года. Действительно, защита интересов потребителя коммунальных услуг — процесс длительный и не всегда, даже при очевидных доказательствах, она будет на стороне того, кто в ней нуждается. Что и испытал на себе Михаил Шапиро, житель города Читы и его соседи.
Забегая вперед, хочется упомянуть, что суд был на стороне Михаила Шапиро не во всем, истцу не удалось привлечь “ТГК-14” для решения главной проблемы дома, восстановления нормальной циркуляции воды.
Все боятся “ТГК-14” — такое впечатление сложилось после прочтения обращения Михаила Шапиро, эту фразу было уместным вынести в название нынешней статьи. Жилищная инспекция и суды, словно побоялись копнуть глубже, помочь решить проблему, ведь для этого пришлось бы потревожить самую крупную теплоснабжающую организацию края. Наверное, стоило задаться вопросом: в каком состоянии были переданы на обслуживание управляющей компании внутридомовые сети, были ли подписаны акты передачи? Не допущены ли нарушения при передаче теплосетей других домов в Чите. В каком состоянии система теплоснабжения в доме по ул. Магистральная, 3а, где проходит граница ответственности управляющей компании и энергетиков?..
А предыстория вопроса такова:
— С момента отключения отопления 11.05.2013 г. в доме по ул. Магистральная, 3А резко снизилась температура горячего водоснабжения (ГВС). Неоднократные обращения в Единую диспетчерскую службу “ТГК-14” результата не дали, — рассказал Михаил Шапиро. — 24.05.2013 г. я обратился в Государственную жилищную инспекцию Забайкальского края — “ГЖИ”. Пять раз: 06.06.2013 г., 11.07.2013 г., 10.09.2013 г., 11.10.2013 г. и 11.11.2013 г. главным инспектором отдела “ГЖИ” в присутствии представителей “ТГК-14” были выполнены мероприятия по государственному контролю температуры горячей вводы в точке разбора. Этот показатель находился в пределах 34,0 — 39,4 — 42,2 градуса по Цельсию. Каждый раз “ГЖИ” исправно в адрес “ТГК-14” выдавалось предписание с требованием устранить выявленные недостатки. “ТГК-14” для решения проблемы ничего не сделано до сих пор.
При подаче горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов по Цельсию, оплата потребленной воды производится по тарифу холодной воды”. 01.10.2013 г. я, как председатель совета по управлению многоквартирным домом, вместе с пятью старшими по подъездам, обратился с коллективным письменным заявлением к директору филиала ОАО “ТГК-14” “Читинский теплоэнергосбыт” с просьбой произвести перерасчет оплаты за ГВС с 11.05.2013 г. по 23.09.2013 г. всем собственникам квартир дома по ул. Магистральной № 3А, а так же восстановить систему ГВС, ответа не последовало.
Как ранее пояснял обратившийся, “температура воды понизилась потому, что при ремонте систем теплоснабжения в доме слесари “ТГК” вырезали обратную трубу, система ГВС из кольцевой превратилась в тупиковую. Чтобы дождаться, когда побежит тепленькая, приходится спускать воду литрами. Летом расход воды уменьшается (большинство жильцов в отъезде), сливать воду приходится дольше. Зимой расход увеличивается, и температура возрастает”.
— Руководство ОАО “ТГК-14” “Читинский теплоэнергосбыт” просто проигнорировало и заявление актива дома, и предписания Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, оно уверено в своей безнаказанности, и не без оснований. А что же “ГЖИ? 11.09.2013 г. ГЖИ выдало третье строжайшее предписание с требованием устранить выявленные недостатки, которое “Теплоэнергосбыт”, в очередной раз не заметил, а я получил от начальника ГЖИ заверение, привожу дословно: “В случае невыполнения предписания в отношении ОАО “ТГК- 14” будет составлен протокол по статье 19.5 часть 1 КоАП РФ “Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор”, материалы будут направлены в мировой суд для принятия решения и будет выдано новое предписание с новым сроком его исполнения”.
“ТГК-14”, конечно же, проигнорировала и это предписание.
Получив очередную пощечину, начальник “ГЖИ” так и не обратился в мировой суд, как обещал и обязан был сделать, хотя бы для защиты чести высокого государственного контролирующего и надзорного органа. “ГЖИ” производила еще два раза замеры температуры в точке разбора горячей воды в октябре и ноябре, она составила 34-37 градусов по Цельсию. Снова предписания, снова “ТГК-14” никак не отреагировала на них.
В конце ноября 2013 г. я подал исковое заявление в суд Центрального района к ОАО “ТГК — 14” о взыскании денежных средств собственникам квартир всего дома за некачественно оказанную услугу и о необходимости восстановить горячее водоснабжение в доме. Получил юридически обоснованный отказ, так как не имею права представлять интересы всех собственников дома.
В начале декабря я вновь подал исковое заявление в суд Центрального района к ОАО “ТГК-14” о взыскании денежных средств за некачественно оказанную мне услугу, и о необходимости восстановить горячее водоснабжение в доме. Вновь получил тоже, вроде бы, юридически обоснованный отказ, так как сумма иска слишком мала, чтобы его рассматривать.
Здесь уместно небольшое отступление. События, уже годящиеся для хорошего анекдота, приобрели вовсе абсурдное развитие. Суд снял с энергокомпании обязанность восстановить трубопровод и циркуляцию воды. Хотя Госжилинспекция выдавала предписания “ТГК-14”, чтобы компания устранила неисправность. Когда Михаил Шапиро обратился в прокуратуру, она повернула его обращение вспять, в Государственную жилищную инспекцию!
— Я понимал, я знал, что я прав и мне очень хотелось доказать правоту, а потому я снова обратился в суд, но теперь в мировой Центрального района, — продолжил Михаил Шапиро. — Снова отказ в рассмотрении иска, поскольку рассматривать такой иск — компетенция суда Центрального района. Так мой многострадальный иск вернулся в суд Центрального района.
Но, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 01.04.2014 г. суд Центрального района рассмотрел мой иск к ОАО “ТГК-14”, принял решение взыскать в пользу истца переплату за некачественно оказанную услугу и штраф за отказ сделать такой перерасчет добровольно. Что же касается восстановления нормального горячего водоснабжения в доме — в иске отказать, т.к. внутридомовые сети теплоснабжения и ГВС с 01.01.2014 г. переданы управляющей компании, а в мировой суд истец обратился 20.01.2014 г.
Данное решение суда далеко не бесспорное и можно было бы обжаловать его в краевом суде, но из всей этой неприглядной истории я с огорчением уяснил, что “Плетью обуха не перешибешь”. Безусловно, доверие мое к судебно-правовой системе города подорвано и к “ГЖИ” тоже.
Параллельно с судебными тяжбами по этому же поводу я обратился с заявлением и комплектом документов к прокурору Центрального района. Продержав мое заявление полмесяца, прокурор Центрального района перенаправил его прокурору Железнодорожного района. Прокурор Железнодорожного района отправил все документы оптом в “ГЖИ”. “ГЖИ”, в лице главного инспектора, сделало отписку в адрес прокурора, что в данный момент (февраль 2014 г.) в системе ГВС все в порядке. Действительно, в феврале с водой было все в порядке. Но я-то подавал иск на отсутствие ГВС с мая по ноябрь включительно. На основании ответа “ГЖИ” я получил от прокурора отрицательный ответ на мое заявление. Круг замкнулся.
Дело с восстановлением ГВС в нашем доме было бы решено и быстрее и справедливее, если бы начальник ГЖИ обратился в мировой суд, если не после третьего, то хотя бы после пятого не выполненного “Теплоэнергосбытом” предписания. Одно дело, когда в суд обращается юридически малограмотный гражданин, другое дело, если бы в суд обратился представитель “ГЖИ” — главного контролирующего и надзорного органа Забайкальского края.
"Забайкальский рабочий"