Фактически весьма представительное мероприятие федерального значения можно назвать открытым выездным заседанием комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы ФС РФ. В его работе приняли участие пять депутатов – членов профильного комитета. Как отметила в ходе совещания председатель его президиума Галина Хованская (председатель профильного комитета ГД ФС РФ), в том, что оно проходит в Новосибирске, большая заслуга депутата, члена комитета Александра Абалакова, который целеустремленно обосновал необходимость выездного заседания в столице Сибири и убедил депутатов обсудить ситуацию по капремонту с сибирскими чиновниками, специалистами и общественностью. Наряду с Галиной Хованской, в составе президиума совещания были временно исполняющий обязанности первого заместителя губернатора Новосибирской области Анатолий Соболев, заместитель полномочного представителя Президента РФ в СФО Андрей Филичев, председатель Законодательного собрания Новосибирской области Иван Мороз, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис, заместитель председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству ГД ФС РФ Алексей Руденко.
В обсуждении актуальных вопросов и тем мероприятия приняли участие представители Министерства строительства и ЖКХ, госкорпорации – Фонд содействия реформированию ЖКХ, Минэкономразвития, Общественной палаты РФ, Фонда «Институт экономики города». Новосибирскую область и Новосибирск представляли депутаты, члены профильных комитетов Заксобрания и Горсовета, специалисты департамента ЭиЖКХ мэрии, ГЖИ, руководители и специалисты управляющих организаций ЖКХ, саморегулируемой организации в ЖКХ, видные общественники и активисты ТОС, руководители районных органов власти и профильных организаций. В Новосибирск своих экспертов направили Алтай, Бурятия, Саха, Татарстан, Тыва, Хакассия, Алтайский, Забайкальский и Красноярский края и другие субъекты СФО и ДФО.
В ходе совещания его спикеры выступили с содержательными и злободневными докладами по широкому спектру актуальных тем реализации федеральной и региональных программ капремонта.
Председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская высказалась за сугубо конструктивные отношения между собственниками жилья и управляющими компаниями ЖКХ. Отмечая острые темы и проблематику, сопровождающие сферу жилищно-коммунального хозяйства, Галина Хованская подчеркнула, что нельзя во всем винить жилищников (управляющие компании). Восемьдесят процентов федерального жилого фонда обслуживают управляющие компании, двадцать процентов – ТСЖ, ЖСК, - акцентировала Галина Хованская. – Управляющие компании, конечно, надо амнистировать. Сейчас только ленивые не ругают управляющие организации. Но многие не знают, что причины ваших бед кроются не в УК или в председателях ТСЖ, ЖСК. Они заключаются в ресурсоснабжающих организациях, которые рассчитывают вам платежи. При отсутствии счетчика они рассчитывают по старой методике – по максимуму. Они считают, что мы им недоплачиваем, а мы /собственники жилья/ считаем наоборот, что они к нам в карман залезают. Мы, фактически, оплачиваем не предоставленную услугу. Почему они неохотно ставят счетчики? Потому, что без них они /коммунальщики/ могут выставлять платежи по завышенным нормам. В Москве, например, нормативы завышены втрое. Я совершенно не поддерживаю введение социальных норм на электроэнергию, потому что они ударят не по богатым, а по людям с небольшим достатком, которые большинство времени суток проводят в жилых помещениях и пользуются бытовыми приборами. У них нет денег на приобретение современной бытовой техники с регуляторами. Считаю, что это неправильное решение. У ресурсоснабжающих организаций итак благополучное финансовое состояние. Обвинять граждан, что они злостные неплательщики неправильно, глупо и несправедливо. Основные неплательщики – «неотключаемые потребители». И не всегда директор школы или больницы виноват, что не вовремя заплатил. Вина в этом финансовых органов субъектов федерации и муниципалитетов. Кто назначил организации «неотключаемыми», пусть тот за них и платит. С этим нужно заканчивать, так как крайними оказываемся мы – собственники жилья.
Андрей Чибис сосредоточил внимание собравшихся на проблемных вопросах, связанных с организацией региональных систем капремонта и предложениях по их законодательному совершенствованию.
Заместитель председателя профильного комитета ГД ФС РФ Александр Сидякин рассказал о возможностях реализации капитального ремонта в кредит.
Ольга Сердюк, заместитель гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ остановилась на основных задачах систем капремонта на текущий год и заострила внимание на том, что очень малое количество регионов подготовили краткосрочные планы реализации программ капитального ремонта, а это – основной документ, по которому Фонд содействия реформированию ЖКХ будет оказывать финансовую поддержку. Необходимо утвердить краткосрочные программы и обращаться за финансированием в Фонд.
Заместитель директора направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер изложила главные факторы реализуемости способов формирования фонда капремонта, в том числе обратила внимание на необходимость внесения изменений в закон по возможности открывать специальные счета на капитальный ремонт и ТСЖ на нескольких домах, и тех ТСЖ, которые заключили договор управления с управляющей организацией.
Александр Абалаков подчеркнул механизмы применения институтов общественной собственности в управлении жилищно-коммунальным хозяйством.
Заместитель председателя профильного комитета Заксобрания НСО Дмитрий Козловский подверг критике определенные позиции в деятельности Министерства строительства и ЖКХ РФ и Госдумы РФ.
Врио министра строительства и ЖКХ Новосибирской области Денис Вершинин отметил практические аспекты реализации региональной системы капремонта.
Другие спикеры сосредоточили внимание участников совещания на барьерах в формировании фондов капремонта на специальных счетах, опыте «Банка Москвы», создании методологии и информационного сопровождения деятельности региональных операторов, рисках запуска и реализации программ капремонта.
Рассмотрев на Всероссийском совещании вопросы создания региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, участники совещания рекомендуют:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1.Поддержать поправки к проекту федерального закона № 199946-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым предлагается учитывать установленный субъектом Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт при определении субвенций из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан, а также исключить ряд условий для предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и ускорить принятие законопроекта во втором чтении и в целом.
1.2.Поддержать концепцию проекта федерального закона № 507586-6 «О внесении изменений в статью 175 Жилищного кодекса Российской Федерации», позволяющую собственникам помещений в многоквартирных домах выбирать в качестве владельца специального счета управляющую организацию, а также направленную на снятие ограничений для товариществ собственников жилья, созданных в нескольких многоквартирных домах до 4 июня 2011 года, открывать соответствующие счета по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах на каждый такой многоквартирный дом.
1.3.Внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации в части:
закрепления права регионального оператора на получение сведений о собственниках помещений в многоквартирных домах и площади принадлежащих им помещений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и последующую актуализацию данной информации при содействии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; упрощения процедуры принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете;
установления особенностей формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта, а также в многоквартирных домах, в которых уже проведен капитальный ремонт;
предоставления возможности жилищным кооперативам и товариществам собственников жилья направлять доходы от осуществляемой ими хозяйственной деятельности на формирование фонда капитального ремонта;
определения порядка уплаты взноса на капитальный ремонт при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете;
выбора региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на конкурсной основе;
уточнения порядка принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
2. Правительству Российской Федерации:
2.1.Совместно с Центральным Банком Российской Федерации разработать законодательные механизмы, направленные на минимизацию риска утраты денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, предназначенных для финансирования капитального ремонта общего имущества в таких домах и подлежащих накоплению на специальном счете.
2.2.Рассмотреть вопрос об установлении единых требований к порядку проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, установленному нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
2.3.Определить общие критерии очередности и сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которые устанавливаются в региональных программах капитального ремонта.
3. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
3.1.Разработать комплекс мер, направленных на информирование собственников помещений в многоквартирных домах в части разъяснения положений Федерального закона по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
3.2.Разработать комплекс мер, направленных на оказание методологического содействия собственникам помещений в многоквартирных домах в проведении общих собраний по вопросу формирования фондов капитального ремонта.
3.3.При формировании региональных программ капитального ремонта в обязательном порядке предусмотреть софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в программу и подлежащих в первоочередном порядке проведению такого капитального ремонта.
3.4.Разработать комплекс мер, направленных на обеспечение исполнения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
4.Направить настоящие рекомендации: в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, высшие исполнительные и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Фактически весьма представительное мероприятие федерального значения можно назвать открытым выездным заседанием комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы ФС РФ. В его работе приняли участие пять депутатов – членов профильного комитета. Как отметила в ходе совещания председатель его президиума Галина Хованская (председатель профильного комитета ГД ФС РФ), в том, что оно проходит в Новосибирске, большая заслуга депутата, члена комитета Александра Абалакова, который целеустремленно обосновал необходимость выездного заседания в столице Сибири и убедил депутатов обсудить ситуацию по капремонту с сибирскими чиновниками, специалистами и общественностью. Наряду с Галиной Хованской, в составе президиума совещания были временно исполняющий обязанности первого заместителя губернатора Новосибирской области Анатолий Соболев, заместитель полномочного представителя Президента РФ в СФО Андрей Филичев, председатель Законодательного собрания Новосибирской области Иван Мороз, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис, заместитель председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству ГД ФС РФ Алексей Руденко.
В обсуждении актуальных вопросов и тем мероприятия приняли участие представители Министерства строительства и ЖКХ, госкорпорации – Фонд содействия реформированию ЖКХ, Минэкономразвития, Общественной палаты РФ, Фонда «Институт экономики города». Новосибирскую область и Новосибирск представляли депутаты, члены профильных комитетов Заксобрания и Горсовета, специалисты департамента ЭиЖКХ мэрии, ГЖИ, руководители и специалисты управляющих организаций ЖКХ, саморегулируемой организации в ЖКХ, видные общественники и активисты ТОС, руководители районных органов власти и профильных организаций. В Новосибирск своих экспертов направили Алтай, Бурятия, Саха, Татарстан, Тыва, Хакассия, Алтайский, Забайкальский и Красноярский края и другие субъекты СФО и ДФО.
В ходе совещания его спикеры выступили с содержательными и злободневными докладами по широкому спектру актуальных тем реализации федеральной и региональных программ капремонта.
Председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская высказалась за сугубо конструктивные отношения между собственниками жилья и управляющими компаниями ЖКХ. Отмечая острые темы и проблематику, сопровождающие сферу жилищно-коммунального хозяйства, Галина Хованская подчеркнула, что нельзя во всем винить жилищников (управляющие компании). Восемьдесят процентов федерального жилого фонда обслуживают управляющие компании, двадцать процентов – ТСЖ, ЖСК, - акцентировала Галина Хованская. – Управляющие компании, конечно, надо амнистировать. Сейчас только ленивые не ругают управляющие организации. Но многие не знают, что причины ваших бед кроются не в УК или в председателях ТСЖ, ЖСК. Они заключаются в ресурсоснабжающих организациях, которые рассчитывают вам платежи. При отсутствии счетчика они рассчитывают по старой методике – по максимуму. Они считают, что мы им недоплачиваем, а мы /собственники жилья/ считаем наоборот, что они к нам в карман залезают. Мы, фактически, оплачиваем не предоставленную услугу. Почему они неохотно ставят счетчики? Потому, что без них они /коммунальщики/ могут выставлять платежи по завышенным нормам. В Москве, например, нормативы завышены втрое. Я совершенно не поддерживаю введение социальных норм на электроэнергию, потому что они ударят не по богатым, а по людям с небольшим достатком, которые большинство времени суток проводят в жилых помещениях и пользуются бытовыми приборами. У них нет денег на приобретение современной бытовой техники с регуляторами. Считаю, что это неправильное решение. У ресурсоснабжающих организаций итак благополучное финансовое состояние. Обвинять граждан, что они злостные неплательщики неправильно, глупо и несправедливо. Основные неплательщики – «неотключаемые потребители». И не всегда директор школы или больницы виноват, что не вовремя заплатил. Вина в этом финансовых органов субъектов федерации и муниципалитетов. Кто назначил организации «неотключаемыми», пусть тот за них и платит. С этим нужно заканчивать, так как крайними оказываемся мы – собственники жилья.
Андрей Чибис сосредоточил внимание собравшихся на проблемных вопросах, связанных с организацией региональных систем капремонта и предложениях по их законодательному совершенствованию.
Заместитель председателя профильного комитета ГД ФС РФ Александр Сидякин рассказал о возможностях реализации капитального ремонта в кредит.
Ольга Сердюк, заместитель гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ остановилась на основных задачах систем капремонта на текущий год и заострила внимание на том, что очень малое количество регионов подготовили краткосрочные планы реализации программ капитального ремонта, а это – основной документ, по которому Фонд содействия реформированию ЖКХ будет оказывать финансовую поддержку. Необходимо утвердить краткосрочные программы и обращаться за финансированием в Фонд.
Заместитель директора направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер изложила главные факторы реализуемости способов формирования фонда капремонта, в том числе обратила внимание на необходимость внесения изменений в закон по возможности открывать специальные счета на капитальный ремонт и ТСЖ на нескольких домах, и тех ТСЖ, которые заключили договор управления с управляющей организацией.
Александр Абалаков подчеркнул механизмы применения институтов общественной собственности в управлении жилищно-коммунальным хозяйством.
Заместитель председателя профильного комитета Заксобрания НСО Дмитрий Козловский подверг критике определенные позиции в деятельности Министерства строительства и ЖКХ РФ и Госдумы РФ.
Врио министра строительства и ЖКХ Новосибирской области Денис Вершинин отметил практические аспекты реализации региональной системы капремонта.
Другие спикеры сосредоточили внимание участников совещания на барьерах в формировании фондов капремонта на специальных счетах, опыте «Банка Москвы», создании методологии и информационного сопровождения деятельности региональных операторов, рисках запуска и реализации программ капремонта.
Рассмотрев на Всероссийском совещании вопросы создания региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, участники совещания рекомендуют:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1.Поддержать поправки к проекту федерального закона № 199946-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым предлагается учитывать установленный субъектом Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт при определении субвенций из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан, а также исключить ряд условий для предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и ускорить принятие законопроекта во втором чтении и в целом.
1.2.Поддержать концепцию проекта федерального закона № 507586-6 «О внесении изменений в статью 175 Жилищного кодекса Российской Федерации», позволяющую собственникам помещений в многоквартирных домах выбирать в качестве владельца специального счета управляющую организацию, а также направленную на снятие ограничений для товариществ собственников жилья, созданных в нескольких многоквартирных домах до 4 июня 2011 года, открывать соответствующие счета по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах на каждый такой многоквартирный дом.
1.3.Внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации в части:
закрепления права регионального оператора на получение сведений о собственниках помещений в многоквартирных домах и площади принадлежащих им помещений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и последующую актуализацию данной информации при содействии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; упрощения процедуры принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете;
установления особенностей формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта, а также в многоквартирных домах, в которых уже проведен капитальный ремонт;
предоставления возможности жилищным кооперативам и товариществам собственников жилья направлять доходы от осуществляемой ими хозяйственной деятельности на формирование фонда капитального ремонта;
определения порядка уплаты взноса на капитальный ремонт при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете;
выбора региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на конкурсной основе;
уточнения порядка принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
2. Правительству Российской Федерации:
2.1.Совместно с Центральным Банком Российской Федерации разработать законодательные механизмы, направленные на минимизацию риска утраты денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, предназначенных для финансирования капитального ремонта общего имущества в таких домах и подлежащих накоплению на специальном счете.
2.2.Рассмотреть вопрос об установлении единых требований к порядку проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, установленному нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
2.3.Определить общие критерии очередности и сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которые устанавливаются в региональных программах капитального ремонта.
3. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
3.1.Разработать комплекс мер, направленных на информирование собственников помещений в многоквартирных домах в части разъяснения положений Федерального закона по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
3.2.Разработать комплекс мер, направленных на оказание методологического содействия собственникам помещений в многоквартирных домах в проведении общих собраний по вопросу формирования фондов капитального ремонта.
3.3.При формировании региональных программ капитального ремонта в обязательном порядке предусмотреть софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в программу и подлежащих в первоочередном порядке проведению такого капитального ремонта.
3.4.Разработать комплекс мер, направленных на обеспечение исполнения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
4.Направить настоящие рекомендации: в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, высшие исполнительные и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
"СМЦР ЖКХ"