Вопросы, связанные с работой жилищно-коммунальной сферы, развитие ее инфраструктуры касаются абсолютно всех наших граждан. Потому насколько бесперебойно и качественно работают системы водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, в каком состоянии находятся, насколько эффективно граждане могут решать свои жилищно-коммунальные проблемы, судят об эффективности работы власти в целом, независимо от ее уровня.
По состоянию на 01 ноября 2013 года услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства оказывают 320 предприятий и организаций ЖКХ, из которых 76,5 % частной формы собственности. На обслуживании находится более 2053 котельных, 21660 тыс. кв.м жилищного фонда, 2139,1 км тепловых сетей, 2333,5 км сетей водоснабжения и 1200,8 км сетей водоотведения.
В 2012 году оказано платных услуг населению на сумму 7,7 млрд. рублей, в том числе коммунальных услуг - на сумму 6,1 млрд. рублей.
В отрасли трудится более 11,6 тысяч человек. Среднемесячная заработная плата одного работника составляет 12,6 тыс. рублей, что составляет 52,1 % от среднесложившейся в целом по краю.
Отрасль характеризуется высокой степенью износа основных фондов (в среднем 65-70 %), при этом износ систем теплоснабжения составляет 70 %, сетей водоснабжения – 70,1 %, водоотведения – 70 %, электрических сетей – 62%.
Вследствие износа объектов коммунальной инфраструктуры суммарные потери в тепловых сетях достигают до 30 % от произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, составляют 15-20 %. Более 60 % водопроводов не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают очистку питьевой воды в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ее качеству.
Дефицит мощностей по очистке канализационных стоков приводит к загрязнению окружающей среды. Из эксплуатирующихся 77 канализационных очистных сооружений 80 % требуют реконструкции.
Доля убыточных организаций отрасли ЖКХ на 01 января 2013 года составила 54,8 % и сократилась на 24,7 процентного пункта к уровню 01 января 2012 года.
За пять прошедших лет на реконструкцию и модернизацию коммунальных объектов из всех источников финансирования направлено 4,9 млрд. рублей, что позволило улучшить качество услуг теплоснабжения в городах Петровск-Забайкальский, Хилок, Нерчинск, Борзя, Могоча, Шилка, Балей, в поселках Песчанка, Даурия, Забайкальск, Кокуй, Вершино-Дарасунский, Карымская, Новая Чара, Оловянная, Могойтуй, Агинский, Новоорловский, Атамановка и ряде других населенных пунктах края.
В результате проведенной модернизации объектов ежегодно экономится 170,2 тыс. тонн твердого топлива на сумму 150,2 млн. рублей. За счет снижения энергоёмкости оборудования снижено потребление электроэнергии на 10-15 %.
Если рассматривать производственные активы жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края то по состоянию на 1 ноября 2013 года ситуация выглядит следующим образом.
Всего 2053 котельных, из них 832 муниципальные, средний износ - 70,2 % потребность финансовых средств на восстановления основных фондов до нормативных значений – 11701,8 млн. рублей;
Всего 2139,1 км тепловых сетей, их них 1435 км – муниципальные, средний износ - 69,8 %, потребность финансовых средств на восстановление - 8331,7 млн. рублей;
Всего 2333,7 км водопроводных сетей, из них 1638,5 км муниципальные, износ – 70,1 %, потребность финансовых средств на восстановление - 4573,1 млн. рублей;
Всего 1368,7 км канализационных сетей, из них 1205,9 км муниципальные, износ – 65-70 %, потребность финансовых средств на восстановление – 2585,2 млн. рублей
Всего для восстановления основных фондов коммунальной инфраструктуры до нормативных значений в Забайкальском крае требуется 38581,7 млн. рублей (без жилищного фонда).
За период 2008-2012 годов в муниципальных образованиях края проделана большая работа по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Результат работы – отремонтировано 1207 многоквартирных домов общей площадью 2374,3 тыс.кв.м, в которых проживает 91,3 тыс. человек.
Из аварийного жилищного фонда переселено 2566 человек из 36,56 тыс. кв.м аварийных помещений. Построено и приобретено 952 жилых помещения общей площадью 41,05 тыс. кв.м.
Из бюджетов всех уровней направлено на эти цели 4 млрд. 489 млн. рублей. Работа по капитальному ремонту МКД и переселению граждан из аварийного жилищного фонда продолжается.
Не позволяет обеспечить безубыточную работу предприятий наличие выпадающих доходов. Основная причина – неконтролируемый рост цен на жидкое и твердое топливо, рост цен на электрическую энергию.
По данным Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края выпадающие доходы организаций ЖКХ по состоянию на 01 ноября 2013 года составили 397,8 млн. рублей.
Недостаток оборотных средств ведет к росту кредиторской задолженности в целом, и росту задолженности за топливно-энергетические ресурсы.
По состоянию на 01 ноября 2013 года кредиторская задолженность в жилищно-коммунальной сфере составила 2100 млн.рублей, дебиторская - 2641,8 млн. рублей. Более 455 млн. рублей составила задолженность предприятий поставщикам ресурсов, 423,5 млн. рублей задолженность по налогам в бюджет Российской Федерации и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, пеням и штрафным санкциям. Имеется задолженность по заработной плате перед работниками ЖКХ.
Все эти факторы препятствуют формированию рыночных отношений в отрасли и привлечению в этот сектор внебюджетных источников финансирования.
Тем не менее, решать эту проблему необходимо в кратчайшие сроки. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной политики является разработка планов развития сектора жилищно-коммунального хозяйства в долгосрочной перспективе, а также доведение инновационных идей по созданию оптимальных условий функционирования жилищно-коммунального хозяйства до их реализации.
Для этого необходимо создать условия для привлечения частных инвестиций в отрасль:
Первое условие это совершенствование механизма тарифного регулирования путем установления долгосрочных экономически-обоснованных тарифов.
Второе условие это наличие инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.
В законодательстве впервые зафиксировано положение о том,, что предельный индекс роста тарифов на тепловую энергию, воду и услуги водоотведения может быть превышен в случае, если такое превышение обусловлено необходимостью реализации инвестиционной программы.
Третье условие это внедрение концессионных соглашений, как одной из форм привлечения частных инвестиций в отрасль
Заключив концессионное соглашение, организация коммунального комплекса закрепляет за собой право долгосрочного пользования объектами коммунальной инфраструктуры, далее, разработав инвестиционную программу, совершенствует качество и надежность предоставляемых услуг, выбрав метод долгосрочного регулирования тарифов, обеспечивает финансирование технических мероприятий инвестиционной программы. Эти инструменты эффективны независимо друг от друга, но по своей сущности являются взаимосвязанными, именно поэтому их применение в комплексе будет более действенным и результативным.
План действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации 22 августа 2011 года № 1493-р. Для этого определены меры организационного характера как для органов исполнительной власти субъектов РФ, так и органов местного самоуправления.
В первую очередь необходимо, чтобы городские округа и поселения утвердили генеральные планы. Сегодня ситуация с утверждением генеральных планов сложная. Из 4 городских округов утверждены только в трех (ЗАТО п.Горный не начата подготовка проекта генплана).
Из 45 городских поселений утверждены только в 25, из 332 сельских поселений генпланы утверждены в 63, в 36 сельских поселениях представительными органами местного самоуправления приняты решения об отсутствии необходимости подготовки генплана в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ). В 89 сельских поселениях не начата процедура подготовки проектов генеральных планов.
Основная причина, сдерживающая подготовку и утверждение документов терпланирования, – недостаток средств в местных бюджетах муниципальных образований края. Причина веская, но она не может служить основанием для невыполнения распоряжения Правительства РФ.
Второе мероприятие это разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований. В соответствии с требованиями установленными Правительством РФ они должны быть утверждены до 31 декабря 2013 года. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры – это ключевой документ, определяющий вектор развития систем коммунальной инфраструктуры на долгосрочную перспективу (до 20 лет). Программа подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов.
По состоянию на 01 ноября 2013 года утверждены 94 программы из 382 (24,6 %).
Правительство ставит пред субъектами задачу, чтобы субсидии муниципальным бюджетам на софинансирование сферы ЖКХ, предоставлялись из регионального бюджета только при наличии утвержденной в установленном порядке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Третье мероприятие обязывает органы местного самоуправления до 31 декабря 2013 года утвердить схемы тепло-, водоснабжения и водоотведения. На сегодняшний день проведены конкурсные процедуры в 11 муниципальных образованиях. Необходимо утвердить 89 схем теплоснабжения, 111 схем водоснабжения и водоотведения. Основная причина, сдерживающая разработку схем, - отсутствие финансовых средств. По данным органов местного самоуправления на разработку схем необходимо 134 млн. рублей.
Следующим существенным мероприятием по привлечению частных инвестиций в сферу ЖКХ является завершение до 01 июля 2014 года регистрации прав государственной или муниципальной собственности на объекты энергетики и коммунальной сферы, в том числе бесхозяйные объекты. Этот процесс идет очень медленно. Из общего количества, подлежащих регистрации 298 объектов имущественного комплекса, зарегистрирован 151 объект (50,7 %).
Я уже говорил, что особая роль в привлечении частных инвестиций отводится передачи органами местного самоуправления объектов энергетики и коммунальной сферы в концессию или долгосрочную аренду. Эту работу на местах необходимо завершить до 01 января 2015 года. Время есть, но оно летит очень быстро. Сегодня в крае на условиях долгосрочной аренды работают 23 предприятия ЖКХ, концессионные соглашения заключили 22 предприятия.
План действий, утвержденный Правительством РФ, является составной частью статьи 14 Федерального закона 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Без выполнения данных мероприятий субъекту и муниципальным образованиям практически закрыт путь для привлечения средств из Федерального бюджета на реализацию программ капитального ремонта МКД и переселения граждан из аварийного жилищного фонда, энергосбережения, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. При этом ответственность за выполнение поручения Президента РФ, предусматривающее решение задач по ликвидации всего аварийного жилищного фонда до 2017 года никто не снимал.
Еще одна немаловажная задача, которую нам необходимо решить вместе с органами местного самоуправления – это создание системы капитального ремонта многоквартирных домов на территории Забайкальского края.
Внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, направленные на создание системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
Законодательным собранием Забайкальского края 29 октября 2013 № 875-ЗЗК принят закон Забайкальского края «О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края», который устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Органами исполнительной власти края подготовлены и проходят согласования правовые акты, принятие которых необходимо для реализации требований Закона.
В основе эффективной работы системы капитального ремонта многоквартирных домов лежит наличие базы данных, отражающей количественные и качественные показатели многоквартирных домов. Что мы имеем сегодня?
В марте 2013 года главам муниципальных районов и городских округов было направлено информационное письмо о том, что:
- Министерством территориального развития Забайкальского края в сентябре 2013 года начнется разработка проекта региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии со статьей 168 Жилищного Кодекса Российской Федерации;
- в региональную программу капитального ремонта общего имущества будут включены все многоквартирные дома, расположенные на территории Забайкальского края, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
В связи с этим, Министерство указало на необходимость организовать на территории муниципальных образований инвентаризацию имеющегося жилищного фонда.
Повторно 01 августа 2013 года Министерством территориального развития направлено сообщение в муниципальные районы и городские округа о необходимости технической инвентаризации многоквартирных домов. Министерство напомнило, что информация о техническом паспорте должна быть внесена в АИС «Реформа ЖКХ» в раздел «Технические паспорта». Для этого необходимо для каждого МКД, расположенного на территории муниципального образования, в системе создать «Технический паспорт» и заполнить его. Количество заполненных технических паспортов должно точно соответствовать количеству МКД, находящихся на территории муниципального образования.
Органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов необходимо было в срок до 15 сентября 2013 года организовать работу по внесению данных в автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ».
В ходе проверки внесенных сведений в систему, Министерством территориального развития Забайкальского края выявлен крайне низкий уровень выполнения данной работы:
- количество заполненных технических паспортов не соответствует количеству МКД, находящихся на территории муниципального образования и указанного в статистических данных;
- в большинстве технических паспортов представлены сведения в объеме, недостаточном для формирования в дальнейшем программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Исходя из сложившейся ситуации, в муниципальные районы и городские округа направлено еще одно письмо о необходимости в срок до 29 ноября 2013 года завершить оформление технических паспортов многоквартирных домов и внести все данные в полном объеме в АИС «Реформа ЖКХ». Представить в Министерство территориального развития Забайкальского края информацию о завершении технической паспортизации.
Специалисты Министерства проанализировали информацию по многоквартирным домам, внесенную в систему АИС «Реформа ЖКХ» по состоянию на 22 ноября 2013 года.
Ряд муниципальных образований ответственно подошли к внесению данных в автоматизированную информационную систему. Среди них сельские поселения «Бадинское», «Верх-Читинское», «Даурское», «Калганское», «Маккавеевское», «Смоленское», «Аблатуйское», городские поселения «Город Балей», «Борзинское», «Могочинское», «Дарасунское», «Вершино-Дарасунское», «Дровянинское», «Жирикенское», «Кокуйское», «Новокукинское», «Оловяннинское», «Приисковское», «Хилокское», «Шилкинское», городской округ «Город Петровск-Забайкальский».
В остальных городских и сельских поселениях, городских округах картина печальная.
База данных по многоквартирным домам либо совсем отсутствует, либо работа проводится очень медленно. Прошу руководителей органов местного самоуправления подойти к этой работе со всей ответственностью, заполнить электронный паспорт по каждому многоквартирному дому до конца текущего месяца. От этого будет зависеть качество формируемой программы по капитальному ремонту МКД.
Еще хотелось бы обратить внимание руководителей органов местного самоуправления на необходимость выполнения требований статьи 14 Федерального закона № 185-ФЗ. Ряд муниципальных образований возвращаются к старому методу управления имущественным комплексом коммунальной сферы через создание муниципальных предприятий. Тем самым Вы лишаете муниципалитет возможности привлечения финансовой помощи из всех уровней бюджета на решение вопросов переселения граждан из аварийного жилищного фонда и капитального ремонта МКД, создаете основание для возвращения ранее полученных средств.
Наряду с решением задач по улучшению экономического состояния отрасли, созданию привлекательных условий для появления на рынке коммунальных услуг крупных финансово устойчивых предприятий, необходимо выполнить главную задачу – обеспечить безаварийное прохождение отопительного сезона 2013/2014 годов. По информации муниципальных образований мероприятия по подготовке к зиме выполнены в полном объеме, создан необходимый запас топлива, резерв материалов, оборудования для оперативного выполнения аврийно-восстановительных работ.
Требуется наладить постоянный контроль за работой источников тепло-, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения. Зимы еще не было, а инциденты уже имеются. Прошу руководителей всех органов местного самоуправления еще раз оценить уровень готовности объектов и при необходимости принять меры по доведению работы оборудования, инженерных коммуникаций, до режимного параметра.
г.Чита 26 ноября 2013 года
Презентация П.С. Сергеева. http://жкх-чита.рф/uploads/articles_files/206/1.ppt