Долгое время считалось, что ЖКХ — один из самых сомнительных секторов с точки зрения инвестиций. По крайней мере, частные деньги туда почти и не шли. Сегодня положение изменилось к лучшему, и впервые за много лет инвестиционный бум здесь вовсе не выглядит фантастикой. Требуется только одно: достроить механизм, который привлечет сюда бизнес.
Чья вода лучше: раков не обманешь
Известен такой факт: мэр Стокгольма один раз в год пьет воду из озера, прошедшую очистку на местных водоочистительных сооружениях, демонстрируя таким образом чистоту этой воды.
Однако, по словам заместителя министра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, и у нас в России можно найти места, где вода после очистки ничем не уступает шведской. Недавно вместе с министром Михаилом Менем они посетили очистные сооружения подмосковной Балашихи и выпили там по стакану воды. Она прозрачная, абсолютно без запаха.
И это далеко не единственный подобный «источник» в стране. Например, водоканал Санкт-Петербурга признан одним из самых лучших во всей Европе. Здесь качество воды контролируют… раки, к которым прикреплены датчики. А ракообразных не обманешь: в грязной воде они просто не станут жить.
Эти и другие достижения стали возможны благодаря тому, что сегодня ЖКХ больше не ассоциируется с «черной дырой», в этот сектор постепенно направляется все больше инвестиций, констатирует Андрей Чибис.
В чем плюсы долгосрочных тарифов
Положительные сдвиги стали возможны благодаря тому, что за последние полтора года была проделана большая, в том числе законодательная, работа, считает министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. В качестве подтверждения своих слов он приводит слова представителя одной иностранной компании: «Сегодня российское законодательство о концессии благоприятно для вкладывания инвестиций даже больше, чем в Европе».
Разумеется, это совсем не означает, что наша законодательная база достигла совершенства — здесь много чего еще предстоит отшлифовать. Однако правовой фундамент для ведения в сфере ЖКХ бизнеса в целом возведен.
А вот по поводу конкретного механизма реализации принятых прогрессивных законов вопросов еще предостаточно. Если взять все тот же водоканал, то, по словам министра, в крупных городах найти инвесторов несложно, а вот в небольшие поселения они идти не желают. Нужно создавать условия для привлечения туда инвестиций.
Инструменты могут быть самыми разными: компенсация части процентных ставок, софинансирование проектов со стороны государства, региональных властей.
Большой стимул для бизнеса — переход на долгосрочные тарифы. К 2016 году на них должна полностью перейти вся сфера ЖКХ. По словам Михаила Меня, уже сейчас 19% всех договоров по теплоснабжению и 13% договоров по водоотведению заключено именно на таких условиях.
Долгожданный документ
Сейчас министерство готовит очередной законопроект, который призван снять ряд вопросов, возникающих у инвестора. Так, согласно документу, при заключении договора между инвестором и муниципальной властью подпись будет ставить и третья сторона в лице субъекта Федерации. Это нужно по целому ряда причин.
Зачастую у муниципалитетов не хватает «мощностей» для выполнения всех пунктов своих обязательств. К тому же нередки случаи, когда глава местной власти, привыкший считать местное коммунальное хозяйство своей вотчиной, саботирует соглашения, не желая отдавать власть над ЖКХ посторонней компании.
Другое положение законопроекта позволяет концессионеру регистрировать свои права на собственность после заключения концессионного соглашения. Появление этого пункта вызвано тем, что далеко не везде сдаваемое в концессию имущество оформлено надлежащим образом. У муниципалитетов часто нет даже нормальных грамотных юристов.
Кроме того, теперь появится возможность передавать коммунальное хозяйство в концессию даже при наличии долгов. Это вполне приемлемая мера, если сделать все процедуры по заключению концессионных соглашений максимально публичными.
Все эти новшества крайне необходимы, поскольку, несмотря на определенные положительные сдвиги, пока частных инвестиций в ЖКХ недостаточно, заключает Михаил Мень.
Соединить в единое целое
Хотя данный процесс, по большому счету, только разворачивается, уже накоплен определенный опыт, особенно в тех регионах, где частно-государственное партнерство развивается особенно активно.
Один из них — Ленинградская область. Временно исполняющий обязанности губернатора Александр Дрозденко видит несколько важных элементов, от выполнения которых зависит успех концессионного соглашения.
Во-первых, по его словам, необходимо наличие у властей хорошей, квалифицированной команды. Таких специалистов не хватает, поэтому целесообразно организовать их подготовку.
Кроме того, нужно ясно понимать, что подготовка концессионного соглашения не может быть дешевой. Так что следует все тщательно просчитать, провести инвентаризацию всего передаваемого имущества, безупречно оформить все юридические процедуры.
Важнейший аспект сделки — финансовый. Только за счет тарифов концессию не реализовать. Нужно думать обо всех возможностях покрытия расходов. При этом следует увеличивать финансовый горизонт на срок свыше трех лет. Это позволяет концессионеру лучше просчитывать свои риски.
Свои замечания к действующему механизму имеет и другая сторона — инвестор. Президент группы компаний «МОРТОН» Александр Ручьев считает, что только с помощью тарифов в водоотведении невозможно сделать проект окупаемым, а значит — привлечь средства частных инвесторов. Чтобы проект стал рентабельным, нужно повышать плату не менее чем на 30%, либо добиваться софинансирования со стороны региона.
Само по себе повышение тарифа — не такая уж ужасная мера, как кажется на первый взгляд, полагает Ручьев. Средняя квартплата в Московской области составляет 6 тыс. руб. в месяц. Если повысить тариф на 150 руб., плательщики большого повышения не ощутят. Но это поможет найти средства на реконструкцию коммунального хозяйства. А деньги нужны большие: в Подмосковье износ сетей достигает 60—65%. По большому счету надо прокладывать по всей территории трубы заново.
Расчеты показывают, что если использовать нынешнюю модель в городе с населением до 250 тыс. жителей, инвестиции окупятся за 50—70 лет. Понятно, что ни один инвестор на таких условиях работать не станет.
Все эти меры следует предпринимать срочно, ведь сегодня, по мнению девелопера, для прихода инвесторов в ЖКХ складывается весьма благоприятная ситуация. Объемы строительства сокращаются, у строительных компаний высвобождаются мощности, которые они могут перебросить в эту сферу. Тем более опыт работы в ЖКХ у многих из них есть. И зачастую им даже не требуется времени на то, чтобы освоить новый для себя вид деятельности.
По оценке ряда экспертов, если удастся реализовать заявленные меры, то уже в ближайшем будущем сектор ЖКХ в России может ожидать настоящего инвестиционного бума. Стратегическая задача Минстроя России до 2020 года — перевести 80 процентов унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства в управление частным компаниям, заявил http://tass.ru/ Андрей Чибис. На данный момент в ЖКХ частниками управляются менее 15% организаций.
С одной стороны, коммунальное хозяйство сильно изношено, с другой — формируются благоприятные условия для инвестиций, для работы здесь бизнеса. При этом не надо забывать, что ЖКХ — это отрасль, которая постоянно и без задержки генерирует финансовые потоки.
Остается только соединить все это в единый экономический узел. Долгое время страна никак не могла подойти к решению этой задачи. Сегодня же она к ней приблизилась, как никогда. Главное — продолжать движение, не останавливаться на этом пути.
"СТРОИТЕЛЬСТВО.RU"