Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 1249-р.
Документом утверждены изменения, которые вносятся в дорожную карту «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №1144-р.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 1227-р.
Документом утвержден перечень генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектом, мощность которых поставляется в вынужденном режиме с 01.07.2015 по 31.12.2015 включительно.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 1228-р.
Документом утверждены цены на мощность, производимую с использованием генерирующих объектов, мощность которых поставляется в вынужденном режиме с 01.07.2015 по 31.12.2015 включительно.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2015 № 680 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оплаты услуг по передаче электрической энергии отдельными категориями потребителей».
Документом для монопотребителей (потребители, которым преимущественно оказывают услуги моносетевые организации) закрепляется особый порядок определения стоимости услуг по передаче электроэнергии (мощности) и порядок корректировки предельных уровней нерегулируемых цен. Соответствующие изменения внесены в постановления Правительства от 27 декабря 2004 года №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»; от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»; от 29 декабря 2011 года №1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)»; от 4 мая 2012 года №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Принятое решение направлено на совершенствование особого порядка определения стоимости услуг по передаче электрической энергии (мощности) для монопотребителей.
Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2015 № 688 «О внесении изменений в Правила предоставления в 2014 и 2015 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Крымского федерального округа, на компенсацию расходов энергосбытовой организации, определенной решением Правительства Российской Федерации в качестве энергосбытовой организации, осуществляющей покупку электрической энергии из энергосистем иностранных государств и у производителей, функционирующих на территории Крымского федерального округа».
Документом внесены изменения в Правила предоставления в 2014 и 2015 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Крымского федерального округа, на компенсацию расходов энергосбытовой организации, определенной решением Правительства Российской Федерации в качестве энергосбытовой организации, осуществляющей покупку электрической энергии из энергосистем иностранных государств и у производителей, функционирующих на территории Крымского федерального округа.
Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2015 № 692 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Документом вносятся изменения в методику отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона (утверждена постановлением Правительства от 16 октября 2014 года №1055, далее - методика) и в Положение о Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона (утверждено постановлением Правительства от 17 сентября 2013 года №810, далее – Положение). Изменения, внесенные в методику, устанавливают порядок признания приоритетными инвестиционных проектов в целях их финансирования за счет средств АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» (далее – фонд), а также расширяют перечень критериев отбора инвестиционных проектов. Изменения, внесенные в Положение, предусматривают новую функцию подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе – признание приоритетными инвестиционных проектов, подлежащих реализации в этих регионах, в целях их финансирования за счет средств фонда. Принятые решения позволят более эффективно проводить отбор инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, и оказывать государственную поддержку в форме субсидий с целью создания инфраструктуры для инвестиционных проектов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2015
№ 693 «О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в целях реализации инвестиционных проектов на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона».
Документом утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования – к газораспределительным сетям, в рамках реализации инвестиционных проектов на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона (далее, соответственно, – Правила, субсидии). Правилами устанавливаются цели, условия и порядок предоставления субсидий. Субсидии предоставляются в рамках реализации инвестпроектов, отобранных в соответствии с методикой отбора инвестпроектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона (утверждена постановлением Правительства от 16 октября 2014 года №1055). Соглашения о предоставлении субсидий заключаются в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели в рамках реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», с учетом средств, необходимых для реализации ранее заключенных соглашений. Принятые решения позволят более эффективно проводить отбор инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, и оказывать государственную поддержку в форме субсидий с целью создания инфраструктуры для инвестиционных проектов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 № 703 «Об утверждении Правил предоставления в 2015 году субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» на строительство и модернизацию объектов по производству электрической, тепловой энергии на территориях отдельных регионов Российской Федерации по федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» в рамках непрограммного направления деятельности «Реализация функций иных федеральных органов государственной власти».
В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Минэнерго России предусмотрены средства в размере 25 млрд. рублей на предоставлении субсидии в виде Имущественного взноса РФ в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» на строительство и модернизацию объектов по производству электрической, тепловой энергии на территориях отдельных регионов РФ по федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». Постановлением предлагается утвердить правила предоставления указанных субсидий.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 № 1339-р.
В рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Предельный общий объем средств федерального бюджета на предоставление субсидий инвесторам, реализующим инвестпроекты на Дальнем Востоке, – 13,8 млрд рублей. В 2015 году на эти цели направляются бюджетные ассигнования в размере 2,7 млрд рублей. Реализация инвестпроектов позволит привлечь на Дальний Восток более 125 млрд. рублей частных инвестиций и создать более 8 тыс. рабочих мест. Подписанным распоряжением утверждены предельные объемы субсидий на финансирование затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в целях реализации инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 1394-р.
Документом в состав Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики включен председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Завальный П.Н..
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.07.2015 № 1399-р.
Документом утверждены изменения, которые вносятся в план-график издания нормативно-правовых актов для реализации Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 № 758 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Документом предусматривается возможность участия Экспертного совета при Правительстве России (далее – Экспертный совет, Совет) в формировании планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, правительственных и межведомственных координационных и совещательных органов, планов заседаний и законопроектной деятельности Правительства на очередной период. Обеспечивается привлечение Экспертного совета на этапе концептуального обсуждения проектов нормативных правовых актов. Федеральный орган исполнительной власти обязан во всех случаях, когда Экспертный совет привлекается к рассмотрению вопроса, до внесения материалов в Правительство направлять их в Совет для подготовки заключения. Когда Экспертный совет привлекается к рассмотрению вопроса федеральным органом исполнительной власти, заключение Экспертного совета будет вноситься в Правительство в пакете материалов по соответствующему вопросу. При этом федеральный орган исполнительной власти будет обязан излагать в сопроводительном письме свою позицию в отношении этого экспертного заключения. Предусмотрена возможность участия Совета на всех этапах рассмотрения и подготовки проектов решений и документов вне зависимости от его участия на предыдущих этапах, включая проработку в аппарате Правительства, в том числе для проведения экспертной оценки ранее принятых решений или результатов их исполнения. Внесены изменения в Регламент Правительства в части наделения федерального министра, не являющегося руководителем федерального органа исполнительной власти, полномочиями по согласованию проектов документов.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 1470-р.
Документом установлены предельные максимальные уровни цен на мощность для проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности на 2016 год на уровне показателей 2015 года, равных 133000 руб./МВт в месяц для первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности и 144000 руб./МВт в месяц для второй ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 1472-р.
Документом продлевается срок действия программы поддержки ветрогенерации на оптовом рынке электрической энергии и мощности без увеличения общего объема ввода объектов ветрогенерации и корректировки требований по локализации генерирующего оборудования, используемого при строительстве и проектировании таких объектов. Кроме того, установлены величины предельных капитальных и эксплуатационных затрат на производство электрической энергии квалифицированными генерирующими объектами, производящими электроэнергию с использованием возобновляемых источников энергии и функционирующими на розничных рынках электрической энергии. Документ направлен на поддержание необходимого уровня конкуренции на рынке ветроэнергетики и инвестиций для развертывания нового производственного оборудования для ветроэнергетики.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2015 № 864 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, на финансовое обеспечение затрат на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2015 №893 «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, а также проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности».
Документ запускает новую модель долгосрочного рынка мощности в российской электроэнергетике.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.08.2015 №1651-р.
Документом установлены значения цен на мощность, используемые для определения спроса на мощность при проведении в 2015 году долгосрочного конкурентного отбора мощности с началом периода поставки с 1 января 2016 года.
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 №931 «О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».
Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России, ввоз которого не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства от 30 апреля 2009 года №372 (далее – Перечень). В настоящее время ввоз технологического оборудования подлежит обложению НДС, что приводит к увеличению объема финансовых средств, направляемых предприятиями на проведение технического перевооружения. Освобождение от взимания НДС позволяет сократить отвлечение оборотных средств предприятий, занимающихся инвестиционными проектами, направленными на создание новых производств, и инвестиций в российскую экономику. Подписанным постановлением Перечень дополняется новыми позициями и включает, в т.ч. газотурбинный электроагрегат Capstone (ООО «БПЦ Инжиниринг»). Принятые решения позволят сформировать условия для создания новых высокотехнологичных производств, повысить уровень конкурентоспособности производимой продукции. С учетом того, что взимаемый при импорте оборудования НДС возмещается его плательщику после постановки оборудования на учет в качестве основных средств, потери федерального бюджета отсутствуют.
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2015 №941 «О внесении изменений, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по тарифам и об утверждении Правил принятия Федеральной антимонопольной службой решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций».
Документом за ФАС России закреплены полномочия по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Также утверждены Правила принятия ФАС России решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий. Кроме того, в связи с упразднением ФСТ России и передачей ее полномочий ФАС России вносятся соответствующие изменения в нормативные правовые акты Правительства. Подписанным документом утверждены Правила принятия решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий. В частности, прописано Положение об образованном коллегиальном органе для принятия таких решений. В состав коллегиального органа включены два представителя Минэкономразвития (общий состав- 12 человек). Заседание правления будет считаться правомочным, если на нем присутствует более половины членов, а все решения станут приниматься большинством голосов присутствующих на заседании. При этом пунктом 8 Положения установлено, что решение коллегиального органа не может быть принято и вопрос повестки снимается с рассмотрения в случае, если в ходе голосования представители Минэкономразвития России и представитель ФОИВ, в сфере ведения которого находится регулируемая отрасль, голосуют против. В этом случае ФАС в пятидневный срок информирует Правительство РФ о разногласиях и проводит консультации с представителями органов власти в составе коллегиального органа в течение 30 дней со дня заседания тарифного правления. После консультаций вопрос выносится на повторное рассмотрение коллегиального органа. В частности, речь идет о решениях по вопросам утверждения тарифов на поставляемую населению электроэнергию, тарифов для естественных госмонополий, надбавок к плате за мощность, поставляемую атомными и гидростанциями, понижающих коэффициентов цен на природный газ по регионам РФ, формирование планового баланса производства и поставок электроэнергии в рамках ЕЭС РФ по регионам и субъектам оптового рынка, а также утверждения проектов нормативных правовых актов ФАС, которыми утверждаются правила расчета тарифов. Персональный состав образованного коллегиального органа утверждается Правительством РФ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2015 №968 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу согласования значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения, представленном лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения».
Документом вводятся нормы, связанные с порядком согласования органом регулирования метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, от лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.09.2015 №1785-р.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года №941 утверждены Правила принятия ФАС России решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и других регулируемых организаций и предусмотрено образование в ФАС России коллегиального органа в составе 12 человек для принятия таких решений. Подписанным распоряжением утвержден персональный состав этого коллегиального органа. В коллегиальный орган вошли представители ФАС России, Минэкономразвития, Минкомсвязи, Минэнерго, Минпромторга, Минстроя и Минтранса.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2015 №987 «О внесении изменений в стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».
Документом Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии дополнены пакетом унифицированных типовых табличных форм отчетности в отношении параметров платы за подключение, которые до настоящего времени отсутствовали. В формах раскрывается информация о стандартизированных тарифных ставках для расчета платы за подключение, расчете необходимой валовой выручки сетевой организации, фактических средних данных о присоединенных объемах максимальной мощности, длине линий и объемах максимальной мощности построенных объектов, информация о подключении по договорам, заключенным за текущий год, и о поданных за текущий год заявках на подключение.
Статус: принято.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.09.2015 №1861-р.
Документом внесены изменения в перечень генерирующих объектов, с использованием которых будет осуществляться поставка мощности по договорам о предоставлении мощности.
Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Документом предусматривается комплекс мер, направленных на либерализацию и совершенствование антимонопольного законодательства Российской Федерации, в частности: расширение сферы применения института предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, за счет распространения его на действия органов государственной власти и органов местного самоуправления; предоставление Правительству Российской Федерации права определять в случаях нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках; расширение перечня лиц, которым направляется предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, за счет включения в него должностных лиц органов власти различных уровней; отмена нормы о возможности признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на определенном товарном рынке менее 35 процентов; возможность признания картелем соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами – покупателями товара на товарном рынке; необходимость предварительного согласования с антимонопольным органом соглашений хозяйствующих субъектов о совместной деятельности; исключение уведомительного контроля сделок субъектов естественных монополий; отмена ведения реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов; введение института предварительного заключения комиссии антимонопольного органа об обстоятельствах дела, определение видов доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, критериев их относимости и допустимости. Федеральный закон «О защите конкуренции» дополняется новой главой, предусматривающей подробное описание случаев недопустимой практики недобросовестной конкуренции.
Федеральный закон от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».
Документ предусматривает комплексную систему мер по укреплению платежной дисциплины потребителей на розничных рынках электроэнергии, а также в сфере газо-, тепло- и водоснабжения.
Законом устанавливается обязанность должников - «неотключаемых» потребителей электроэнергии (при наличии у них задолженности) предоставлять поставщикам обеспечение исполнения обязательств по оплате дальнейшего потребления электроэнергии. В качестве обеспечения предусматриваются банковские гарантии, государственные и муниципальные гарантии и другие виды обеспечения, согласованные сторонами. Порядок предоставления обеспечения устанавливается Правительством РФ.
Кроме того, предусматриваются дополнительные требования при передаче в аренду государственных и муниципальных объектов ЖКХ (котельных и водоканалов). Цель данных требований - исключить передачу таких «неотключаемых» объектов недобросовестным арендаторам, которые используют эти объекты, собирают деньги с конечных потребителей, однако при этом ничего не платят поставщикам энергоресурсов. Для пресечения таких «арендных схем» накопления долгов устанавливаются дополнительные требования для заключения договоров аренды объектов ЖКХ, а также предусматривается возможность их ускоренного расторжения при нарушении арендаторами своих обязательств. Также изменяется порядок начисления пени за неоплату коммунальных услуг. За неоплату коммунальных услуг в первый месяц просрочки пени гражданам отменяются. С 31 по 90 день просрочки сохраняется действующий размер пени (1/300 ставки рефинансирования), а с 91 дня просрочки пени за неоплату коммунальных услуг начисляются в размере 1/130 ставки рефинансирования.
Такой же размер и порядок начисления пени устанавливается для ТСЖ и ЖСК за просрочку оплаты ими энергоресурсов, покупаемых для целей последующего предоставления коммунальных услуг гражданам.
Для управляющих компаний, а также тепло- и водоснабжающих предприятий за неоплату энергоресурсов пени устанавливаются с 1 по 60 день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования; с 61 по 90 день просрочки - в размере 1/170 ставки рефинансирования и с 91 дня просрочки - в размере 1/130 ставки рефинансирования.
Для всех остальных потребителей за неоплату энергоресурсов пени устанавливаются в размере 1/130 ставки рефинансирования с 1 дня просрочки.
Закон также предусматривает ряд мер, направленных на упрощение порядка введения ограничения потребления электроэнергии потребителям-неплательщикам, и устанавливает административную ответственность за нарушение порядка введения ограничения потребления энергоресурсов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об установлении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
Документ позволит дифференцировать предприятия по значимости воздействия на окружающую среду в целях применения к ним в дальнейшем пропорциональных мер государственного регулирования. Подписанным постановлением в качестве критериев определена принадлежность объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к конкретной отрасли (части отрасли, производству) с учетом показателей мощности производства. К объектам I категории отнесены объекты отраслей, характеризующихся наибольшим вкладом в загрязнение окружающей среды или производящих выбросы, сбросы, содержащие наиболее опасные для здоровья населения и окружающей среды химические вещества или соединения. Это, например, объекты, связанные с производством кокса и нефтепродуктов, с осуществлением хозяйственной деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива). К объектам II категории отнесены объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду. К таким объектам отнесены, например, объекты, деятельность которых связана с эксплуатацией ядерных установок, с добычей и обогащением урановой и ториевой руд, производством ядерного топлива, с эксплуатацией радиационных источников, транспортированием по трубопроводам газа, нефти, с обработкой поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей, обработкой асбестовых волокон, производством и складированием нефти и продуктов ее переработки и другие объекты.
Продолжение читайте 06.04.2016г.
"Портал по энергосбережению Энергосовет"