Число оказываемых предприятиями жилищно-коммунального хозяйства услуг может исчисляться многими десятками. Разобраться во всем этом многообразии подчас затруднительно даже самим коммунальщикам. При этом общие требования к порядку и срокам услуг ЖКХ продолжают меняться и совершенствоваться. Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам указан в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Понятие «Бесплатная услуга» в сфере жилищно-коммунального хозяйства уже давно ушла в прошлое, услуги обслуживания и содержания жилого дома должны быть оплачены, невзирая на наличие или отсутствие договоренности с жильцами. В свою очередь граждане и обслуживаемые предприятия обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Даже если арендующие жилье граждане по договору социального найма не оплачивают или частично вносят сумму, то за услуги платят другие субъекты, например, муниципалитеты или организации, арендующие для своих сотрудников жилье.
Плата за коммунальные услуги для собственников помещений состоит из двух частей
1. Плата за содержание и ремонт жилого помещения – включает в себя услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
2. За коммунальные услуги – услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Возможность регулировать цены на коммунальные услуги – особенность данного платежа. Собственники жилых домов несут расходы на содержание и ремонт домов, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Жильцы часто путают договорные услуги с недоговорными, считая порой первые бесплатными. Человек понимает, что устанавливая в ванной комнате новую сантехнику, он не обойдется без услуг сантехника, а значит надо платить, в Договоре такие услуги не прописаны. Аварийные работы, промывка системы отопления и другие – считаются обязательными, в соответствии правилам управления многоквартирным домом. И те и другие являются платными. В первом случае плата вносится непосредственно за оказание дополнительных, так называемых «платных» услуг, приобретаемых жильцами по своему усмотрению. Периодичность такой платы, само собой, отсутствует, отсюда, собственно и «платность» подобного рода услуг. Во втором примере, жильцы при возникших экстренных ситуациях и в целях исключения разного рода аварий в будущем вносят плату ежемесячно. Зачастую общее наименование такой платы – «за содержание и ремонт жилья».
Перечень работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда, приведен в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»
«Бесплатные» услуги
Нижеперечисленные услуги входят в обязательный набор и оплачиваются ежемесячно путем внесения платы за содержание и ремонт жилья. Для того чтобы повторно не оплачивать ранее уже оплаченную услугу необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую жилой дом, заполнить заявку на требуемую услугу и получить наряд-квитанцию. То же касается и всех дополнительных услуг, оказываемых сверх обязательного минимума. Если квитанции, выданной управляющей компанией, не имеется, то работник ЖЭКа может с полным на то основанием потребовать с жильца оплатить оказанную услугу по факту окончания работ, причем в завышенном размере.
1. Смена прокладок в водопроводных кранах, уплотнение сгонов, устранение засоров, регулировка смывных бачков, прочистка сифонов, притирка пробочных кранов в смесителях, набивка сальников, очистка бачка от известковых отложений.
2. Мелкий ремонт теплоизоляции, устранение течи в трубопроводах, приборах и арматуре.
3. Смена перегоревших электролампочек в помещениях общественного пользования, смена и ремонт штепсельных розеток и выключателей, мелкий ремонт электропроводки.
4. Проверка исправности канализационных вытяжек.
Подобные работы проводятся управляющей компанией при проведении технических осмотров и обходов.
6. Утепление чердачных перекрытий.
7. Ремонт, регулировка и испытание систем центрального отопления.
8. Утепление и прочистка дымовентиляционных каналов.
9. Замена разбитых стекол окон и дверей вспомогательных помещений.
10. Ремонт и укрепление входных дверей.
Данные работы проводятся при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период.
1. Озеленение территории, уход за зелеными насаждениями.
2. Удаление с крыш снега и наледей.
3. Очистка кровли от мусора, грязи, листьев.
4. Уборка и очистка придомовой территории.
5. Уборка жилых, подсобных и вспомогательных помещений.
6. Мытье окон, полов, лестничных маршей, площадок, стен, удаление пыли и т.д. в лестничных клетках.
7. Удаление мусора из здания и его вывозка.
8. Очистка и промывка стволов мусоропровода и их загрузочных клапанов.
9. Поливка тротуаров и замощенной территории.
Данные работы проводятся по мере необходимости в зависимости от загрязненности и частоты использования того или иного объекта. Например, уборка придомовой территории, очистка кабины лифта должны производиться ежедневно. Поливка тротуаров в жаркое время дня должна производиться не реже двух раз в сутки. При снегопадах значительной интенсивности уборка территорий от снега должна производиться непрерывно. Влажная уборка лестничных площадок и маршей осуществляется ежемесячно, а мытье окон, стен, дверей, подоконников, отопительных приборов, оконных решеток, чердачных лестниц и почтовых ящиков – каждую весну.
1. Укрепление водосточных труб, колен и воронок.
2. Расконсервирование и ремонт поливочной системы.
3. Снятие пружин на входных дверях.
4. Консервация системы центрального отопления.
5. Ремонт оборудования детских и спортивных площадок.
Проводятся при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период. При этом стоит помнить, что периодичность выполнения тех или иных работ может меняться при выявлении неисправностей самими жильцами и необходимости экстренного их устранения.
Например:
• Разбитые стекла и сорванные створки окон, форточек, балконных дверей подлежат замене в летнее время в течение 3 суток, в зимнее – в течение 1 суток.
• Входные двери в подъездах, наружная кирпичная кладка, течи в водопроводных кранах, трещины и неисправности в печах, дымоходах и газоходах, неисправности мусоропроводов и лифтов, протечки в отдельных местах кровли ремонтируются или устраняются в течение суток.
• Неисправности в системе освещения общедомовых помещений устраняются в течение 7 суток.
• Замена предохранителей, автоматических выключателей, рубильников, неисправности автоматов защиты стояков и питающих линий, неисправности в электроплите с ее отключением производятся/устраняются в течение 3 часов.
• Повреждение кабелей, питающих жилой дом и отключение системы питания жилых домов или силового электрооборудования устраняются в течение 2 часов.
Надо помнить – срок устранения неисправностей исчисляется с момента их обнаружения или заявки жильцов. Плановые и текущие ремонты осуществляются в период от трех до пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.
Плата за коммунальные услуги и ее перерасчет
В плату за коммунальные входит плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
• Временно не проживаете в квартире
Если собственник не проживает в квартире, или помещение арендует иное лицо, то этот факт не станет основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 155 Жилищного кодекса РФ).
Доказательством того, что вы проживаете служит ваша регистрация по этому адресу. Другое дело, если вы больше 5 суток отсутствуете, то вы имеете право на перерасчет коммунальных платежей. Как вы знаете, коммунальные платежи это у нас сегодня вода, водоотведение, горячая вода. И, значит, вот их, если у вас не установлены счетчики, вы оплачиваете по нормативу, можно их пересчитать в виду вашего отсутствия. По прибытии на местожительства необходимо подать заявление, справку о командировке, заверенную по месту работы, либо справки о нахождении на лечении, проездные билеты, счета за проживание в гостинице и так далее. Перерасчет производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место. В течение 5 рабочих дней исполнитель должен сделать перерасчет коммунальных услуг. В перерасчет за коммунальные услуги не входят дни отбытия и приезда, а только за полностью отсутствующие дни. Не забывайте оплатить квитанции за время вашего отсутствия, иначе не будет перерасчета и появится долг.
Образец (лучше заполнять в учреждении)
ЗАЯВЛЕНИЕ
перерасчета платы за коммунальные услуги
.
Директору ______________
________________________
от _____________________
проживающего по адресу:
_______________________,
тел.:____________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, в связи с моим (если несколько человек, то указать ФИО отсутствующих) временным отсутствием с по 20 года в занимаемом жилом помещении.
Справка о временном отсутствии прилагается.
___________________
(дата) (подпись)
• Вынужденное непроживание в квартире
В этом случае причина изменения размера платы за коммунальные услуги – предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, либо с перерывами, превышающими установленную законодательством продолжительность.
Допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также их качество. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов в месяц, либо не более 4 часов единовременно. Для горячей воды правила те же самые. В случае отклонения состава и свойств холодной или горячей воды от санитарных норм, оплата холодного и горячего водоснабжения вообще не производится. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа – при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа – при наличии 1 источника питания За каждый последующий час размер ежемесячной платы снижается на 0.15 %.
Объем непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги. Если исполнитель своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг, потребитель вправе потребовать от исполнителя возмещения понесенных убытков и уплаты неустойки.