В период с 27 июня по 1 июля 2016 года рабочая группа государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ провела проверку в Забайкальском крае. В мониторинговых мероприятиях приняли участие представители Министерства территориального развития Забайкальского края, ОНФ, Инспекции государственного строительного надзора региона и сотрудники районных и городских прокуратур.
Специалисты Фонда ЖКХ проверили реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта многоквартирных домов, финансируемых с участием средств Фонда ЖКХ, а также выполнения условий, предусмотренных ст. 14 185-ФЗ.
В рамках проверки рабочая группа Фонда ЖКХ посетила город Читу, городские поселения Борзинское, Карымское, Оловяннинское, Калангуйское, Дарасунское, а также сельское поселение Новокукинское.
Как показала проверка, по состоянию на 1 июля 2016 года целевой показатель 2015 года по подлежащей расселению площади аварийного жилья выполнен в регионе только на 8,55%.
На момент проверки реализация первого этапа программы 2013-2014 годов не была завершена в трех муниципальных образованиях: городских поселениях Могочинское, Новочарское и сельском поселении Икабьинское, всего не переселены 269 человек из 88 жилых помещений общей площадью 4,64 тыс.кв.м.
В Чите, городских поселениях Карымское и Борзинское реализация первого этапа программы переселения завершена. В частности, в Чите переселен 41 человек из 15 аварийных помещений, в городском поселении Карымское – 64 человека из 23 аварийных помещений, а в Борзинском городском поселении – 203 человека из 64 аварийных помещений.
При проверке второго этапа реализации программы 2014-2015 годов рабочей группой Фонда было установлено, что программные мероприятия завершены только на территории города Читы. В городских поселениях Борзинское, Карымское, Оловяннинское, Калангуйское в нарушение части 11 статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ реализация этапа в установленные сроки не завершена. Не расселено еще 336 человек из 142 жилых помещений общей площадью 6,19 тыс.кв.м. Согласно годовому отчету региона за 2015 год, по общей подлежащей расселению площади аварийного жилья этап реализован на 24,33%, мероприятия не завершены в 12 муниципальных образованиях, не переселены 952 человека из 377 жилых помещений общей площадью 16,56 тыс. кв. м.
Строительная готовность домов в городе Борзе по ул. Чайковского, 5А, Журавлева, 2В составляет 90 %. При осмотре дома по ул. Пушкина 19А установлена низкая степень его строительной готовности. В Оловяннинском городском поселении строительная готовность двух многоквартирных домов не превышает 80%. Отставание от графика ввода домов в эксплуатацию составляет более месяца. В городском поселении Калангуйское строительная готовность 18 домов не превышает 90%.
Как отметили члены рабочей группы Фонда ЖКХ, причинами систематического срыва сроков реализации первого и второго этапов программы переселения на территории края являются недостаточно эффективный уровень проведения в муниципальных образованиях организационных мероприятий по выполнению мероприятий программы, отсутствие должного контроля за ходом ее реализации как со стороны администраций, так и со стороны исполнительных органов власти края, а также неисполнение застройщиками обязательств по контрактам. Это вызвало необходимость заключения контрактов с другими застройщиками и перенос сроков ввода домов в эксплуатацию. Также отставание по срокам обусловлено отсутствием возможности софинансирования мероприятий этапа за счет средств краевого и местного бюджетов.
Мониторинговые мероприятия показали, что реализация третьего этапа 2015-2016 годов также выполняется низкими темпами. С учетом низкой строительной готовности домов завершить переселение граждан планируется только до 1 марта 2017 года.
В рамках четвертого этапа 2016-2017 годов с участием средств Фонда на территории 16 муниципальных образований предусмотрено переселение из 78 аварийных домов 914 человек, проживающих в 345 жилых помещениях общей площадью 16,85 тыс.кв.м.
Как подчеркнули члены рабочей группы Фонда ЖКХ, низкие темпы выполнения подготовительных мероприятий четвертого этапа, неопределенность в выборе оптимальных способов ее реализации создают предпосылки для незавершения программы переселения в срок до 1 сентября 2017 года, невыполнения целевых показателей, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1743-р, и неисполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг.
Кроме того, в Забайкальском крае выявлялись неоднократные случаи переселения граждан в дома, построенные и введенные в эксплуатацию с многочисленными нарушениями Градостроительного кодекса РФ, СНиПов и технологии производства строительно-монтажных работ, что ставит под угрозу безопасное и комфортное проживание граждан. Так, в г. Чите в домах в микрорайоне Девичья сопка (введены в эксплуатацию 5 марта 2011 года и заселены в рамках реализации программы переселения 2010 года) в ходе осмотра выявлен ряд недостатков.
В частности, устройство кровли выполнено с грубыми нарушениями требований СНиПов. В результате в квартирах верхних этажей на потолках имеются следы намокания. Кроме того, из-за плохой вентиляции в помещениях на стенах образовалась плесень.
Наблюдаются сквозные трещины на внутренних стенах, вертикальные трещины облицовочной кладки, разрушение кирпичной кладки подпорных стен. Поверхность цоколя имеет многочисленные трещины и отслаивается. Подвальное помещение затоплено.
Как показала проверка, органами строительного надзора края не осуществляется должный контроль за выполненными в рамках муниципальных контрактов проектными работами и ведением строительно-монтажных работ на объектах.
При этом в отношении застройщика данных домов ООО «Развитие» в августе 2013 года Арбитражным судом Забайкальского края было принято решение об обязании в срок до 31 октября 2013 года устранить недостатки выполненных работ. Указанное решение застройщиком не выполняется уже более 2,5 лет, что привело к необходимости длительного проживания переселенных граждан в домах, построенных с многочисленными нарушениями.
Также в ходе проверки было выявлено, что Забайкальским краем не обеспечено своевременное выполнение во всех муниципальных образованиях условий договора по приемке построенных домов специальной комиссией с участием представителей органов государственного жилищного, архитектурного, санитарного, пожарного, строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения и представителей общественности.
Что касается сноса расселенного аварийного жилья, на момент проверки были снесены 353 аварийных дома, включенных в заявки 2008 – 2015 годов, что составляет 78,09% от количества расселенных домов.
Также членами рабочей группы Фонда ЖКХ была проверена реализация программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирных домах возникла с июля 2014 года. Собираемость взносов за период с октября 2014 года по 31 декабря 2015 года составила 27,48% и является крайне низкой.
Согласно представленным документам, мероприятия краткосрочного плана на 2014 – 2015 годы завершены в 2015 году. В 8 муниципальных образованиях выполнен ремонт 37 многоквартирных домов общей площадью 80,959 тыс. кв. м, в которых проживают 2 608 человек.
Осмотр многоквартирных домов, в которых был выполнен капитальный ремонт, показал, что строительный контроль заказчиком и подрядной организацией осуществлялся на уровне, не отвечающем требованиям статьи 53 Градостроительного кодекса РФ и постановления Правительства РФ №468, что не позволило в полном объеме обеспечить надлежащее качество выполненных работ.
В частности, в городе Борзя в доме №30 по улице Советской и №14 по улице Лазо теплоизоляция труб системы теплоснабжения выполнена с нарушением СНиП. В Фонд ЖКХ был представлен акт от 4 июля 2016 года об устранении нарушений, подписанный представителями подрядчика, органов местного самоуправления, управляющей компании и собственников жилья. В акте отражено, что проведены работы по восстановлению и замене дефектных частей теплоизоляции, по всей длине трубопроводов системы теплоснабжения выполнено дополнительное крепление изоляции стальной проволокой.
По итогам проверки представители Фонда ЖКХ дали необходимые разъяснения по устранению всех выявленных в ходе мониторинговых мероприятий замечаний и нарушений, а также рекомендовали региональным и муниципальным органам власти принять меры по усилению контроля за ходом реализации программ переселения граждан из аварийного жилья и капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальных образованиях Забайкальского края.