На совещании эксперты обсудили два направления работы группы: энергоэффективность зданий и формирование условий для привлечения инвестиций. По ним были выбраны ответственные лица и скорректированы сроки и форма предоставления ожидаемого результата.
В ходе совещания эксперты решили выполнить анализ нестыковок в нормативно-правовых актах касательно энергосбережения и затем их планомерно устранять, а также определились, что любой проект нормативно-правового акта будет предварительно обсуждаться на рабочей группе с привлечением специалистов-экспертов во избежание возможных недоразумений после его принятия.
Еще одним направлением работы группы Елена Николаева предложила сделать проведение пилотных проектов по энергосбережению в регионах. «Мы переговорили с рядом субъектов Российской Федерации в ходе подготовки к нашей сегодняшней встрече, – рассказала она, – многие главы субъектов выразили желание стать пилотными проектами по различным направлениям. Многие субъекты, которые находятся в поиске своего пути развития, считают, что эта тема станет для них локомотивом. Я всячески их поддерживаю в этом направлении».
Олег Данилюк, директор Департамента ООО «Эктив Соцэнергосервис» предложил в качестве пилотного проекта рассмотреть заключение энергосервисных контрактов в сфере городского электротранспорта. Он рассказал, что модернизация городского трамвая и троллейбуса позволяет cэкономить до 50% электроэнергии и примерно 2/3 текущих расходов. Кроме этого, муниципалитет получает дополнительную выгоду в виде выбывания ранее оплаченных энергетических мощностей и получения земельного участка, который ранее использовался под тяговые подстанции локомотивного депо. «Мы хотели бы запустить пилотный проект по модернизации трамвайного сообщения в г. Орле и тиражировать этот опыт на другие регионы» – заявил Олег Данилюк. По словам эксперта, уже достигнута предварительная договоренность с Орлом, Великим Новгородом и Волгоградом. Ориентировочная стоимость проекта составит 2 млрд 600 млн руб. «Суть проекта в том, что мы хотим менять подвижной состав вместе с тяговыми подстанциями, в дальнейшем эти тяговые подстанции использовать для троллейбусного движения, в будущем они могут служить зарядкой для электромобилей», – добавил он.
Павел Журавлев, заместитель генерального директора ООО «Данфосс» рассказал, что при закрытии систем ГВС и переходе от ЦТП к ИТП основным бенефициаром эффектов является ресурсоснабжающая организация. «Это их выгода в первую очередь. Потребитель получает исключительно больший комфорт и лучшее качество жизни», – отметил он. По его наблюдениям, реализация подобных проектов в рамках заключения энергосервисных контрактов или в рамках капремонта вызывает недоумение у органов ФОИВ, т.к., по их мнению, «выгоду получают ресурсники, а платят жители». «Мы готовы посмотреть в каких субъектах РФ региональным законодательством по капитальному ремонту установлены работы по применению автоматики в тепловых пунктах, проанализировать предельные цены на эти работы и сформировать предложения для реализации такого проекта в регионах как пилотного», – заявил Павел Журавлев.
Станислав Финик, генеральный директор ООО «Центральная энергосервисная компания», рассказал об информационном продукте – специализированной сайте, разработанном компанией специально для общеобразовательных школ. «Когда мы делали проекты в бюджетной сфере, мы столкнулись с тем, что подготовить энергосервисный проект очень трудоемко, долго, а запустить конкурс очень тяжело, – рассказал он, – поэтому мы придумали такой продукт для школ, который сочетает в себе три программы: энергоменеджмент в школе, обучение учащихся и подготовка силами учеников энергосберегающих кейсов для реализации в школах». По словам Станислава Финика, школам достаточно зарегистрироваться на сайте и создать школьную команду, затем каждую неделю они проходят по одному энергосберегающему кейсу. «Кейсы постепенно усложняются, и мы плавно их подводим к подготовке энергосберегающих мероприятий по внутреннему и наружному освещению, экономии тепловой энергии и воды», – добавил эксперт. В дальнейшем мероприятия выкладываются на сайте, собираются, анализируются специалистами энергосервисной компании и предлагаются для финансирования. К данной программе подключено уже 37 школ. Станислав Финик предложил рассмотреть этот проект как пилотный с возможностью выхода на федеральный уровень и увеличением количества присоединившихся школ.
Эксперты рабочей группы договорились проанализировать предложенные проекты и высказать свое мнение о возможности включения их в качестве пилотных для тиражирования в регионах.
Справка
Рабочая группа Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам повышения энергоэффективности
Целью рабочей группы является представление обоснованных предложений Правительству РФ и федеральным органам исполнительной власти, включая проекты нормативных правовых актов, по актуальным вопросам экономической, политической, социальной и иным областям жизни общества, а также подготовка заключений по проектам правовых актов и иных документов.
Основными задачами рабочей группы экспертная оценка законодательных актов и государственных программ, разработанных органами ФОИВ, Президентом и Правительством РФ и участие в разработке ключевых показателей эффективности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, организаций с государственным участием и предоставление заключения о результатах их исполнения.
Портал по энергосбережению