Многим не раз приходилось сталкиваться с недобросовестной работой управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК. Часто халатность работников становится первопричиной обращения собственников жилья в частные компании, которые, в свою очередь, дают гарантии на услуги.
Мы полагаем, что частный мастер сделает надежнее и качественнее. Но не задумываемся, что управляющая компания и есть та самая частная компания, мастера которой обязаны выполнить работу быстро и качественно. Мы за это ей платим каждый месяц коммунальные платежи!
Отношения между этими двумя сторонами, жителем и УК, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 и иными нормативно-правовыми актами, а с 1 сентября 354 постановлением.
Отметим сразу – коммунальные услуги: вода, тепло, газ, электроэнергия – должны предоставляться круглосуточно и подаваться бесперебойно в объемах, необходимых потребителю. Установлены нормы и требования к работе и оказанию услуг, которые исполнитель обязан выполнить, оказать услугу, соответствующую этим требованиям. Заключенный Договор с Управляющей компанией или ТСЖ обязательно должен содержать условие предоставления качественных услуг. Причем, данные пункты не будут относиться к ремонтным и профилактическим работам, подключению новых потребителей – их сроки определяются требованиями федерального законодательства. Но, допускаются перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
В иных случаях, когда не предоставляются коммунальные услуги или предоставляются коммунальные услуги ненадлежащего качества, необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу или иную службу, указанную исполнителем.
В первую очередь вы должны уведомить письменно или устно (к примеру, по телефону) управляющую компанию, либо указанную ей аварийно-диспетчерскую службу. Уведомление должно содержать: фамилию, имя и отчество потребителя, точный адрес проживания. Приложить описание непредоставленной коммунальной услуги. Диспетчерская служба зарегистрирует заявку и сообщит ее номер и дату приема. Если причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества известны, диспетчерская служба делает соответствующую отметку в журнале регистрации заявок, которая в дальнейшем будет являться основанием для признания исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Таким же основанием является и акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который составляется по результатам проверки.
В случае если причина неисправности вне компетенции потребителя – сотрудник согласовывает с вами время и дату установления факта непредоставления или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется соответствующий акт, который подписывается обеими сторонами. Возможно проведение повторной проверки, если стороны не приходят к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг. Приглашается третья сторона в лице представителей государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о нарушении, который подписывается всеми сторонами. Данный акт будет являться основанием для перерасчета платы за коммуналку, а также для уплаты неустойки за нарушение своих обязательств управляющей компанией.
После того, как составлен акт о непредоставлении услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, вы, как потребитель можете:
1 вариант.
За свой счет устранить проблему и потребовать возместить расходы.
2 вариант.
С письменной претензией обратиться в управляющую компанию или иному исполнителю, чтобы проблема была устранена бесплатно за счет коммунальщиков.
Специалисты рекомендуют оформить претензию письменно в двух экземплярах с определенным требованием на имя руководителя организации. Первый экземпляр вручается руководителю или другому должностному лицу исполнителя, на втором экземпляре заявления потребителю ставится дата получения, фамилия, имя, отчество, должность и роспись лица, принявшего заявление. Второй экземпляр заявления с отметкой о получении остается у вас.
Если претензию отказываются принять или подтвердить отметкой факт и датой её получения, необходимо направить её по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения. В дальнейшем это будет служить доказательством получения претензии.
При отказе в удовлетворении ваших требований как потребителя, вы вправе обратиться в:
-
контролирующие органы (Управление Госжилинспекции, управление Роспотребнадзора, прокуратуру);
-
суд.
В суде вы можете дополнительно предъявить требование о компенсации морального вреда на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
В соответствии со ст. 47 ГПК РФ и ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» Управление Роспотребнадзора может быть привлечено судом или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.