Реклама в подъездах с каждым днем занимает все большее пространство. Сначала почтовые ящики, потом входные двери, а теперь уже привычная для всех реклама в лифтах – бумажный «спам» сыплется ежедневно! Каждый из нас, выкидывая очередную пачку макулатуры, задается вопросом – как остановить поток рекламного мусора? И вообще, законна ли подобная рассылка? Давайте разбираться.
1. Спам или законные листовки
Многочисленные рекламные листовки, которые мы достаем из почтовых ящиков вместо коммунальных квитанций и важных писем, уже всем поднадоели. Интересно, а в какой степени правомерна подобная рассылка?
Законной рекламой считается та, которая попадает на доски объявлений. Подобные бесплатные, а в некоторых случаях и платные доски устанавливают сегодня во многих домах. При этом, бесплатными досками могут пользоваться только те, кто клеит объявления, например, о пропавшей кошке. Объявления же рекламного характера имеют место быть только с разрешения собственника или его представителя (например, управляющей компании). Они (по договоренности сторон) расклеиваются на платные стенды в подъездах согласно Федеральному закону №38-ФЗ «О рекламе» (статья 19). Чаще всего вместе с рекламными листовками на платные стенды могут попасть объявления всех жильцов дома совершенно бесплатно (однако если это условие оговорено в договоре).
Все остальные листовки, попавшие в наши ящики и на стенды не по договоренности, можно считать «бумажным спамом». Расклейщики подобных объявлений считаются правонарушителями, и согласно статье 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях на них налагается штраф в размере от 500 до 20 000 рублей.
Однако, как показывает практика, нарушители закона совсем не боятся штрафов – кидают свою макулатуру к нам в ящики в огромных количествах. Бороться с ними придется самостоятельно – листовки выкидывать, а пойманного за руку рекламщика сдавать участковому.
2. О законности рекламы в лифте
Если в вашем лифте обнаруживается рекламный стенд, то, скорее всего, его установка согласована с управляющей компанией. На установку подобных досок есть конкретный договор и прайс-лист на размещение объявлений. Узнать подробности договора и ознакомиться с расценками можно, обратившись в свою управляющую компанию.
Довольно простая ситуация все же имеет свои нюансы. Заметим, что решение об установке рекламных досок принимается ТОЛЬКО на общем собрании собственниками дома. Именно жильцы (как минимум 2/3 всех собственников подъезда) дают непосредственное согласие о расклейке объявлений в своем подъезде. В противном случае рекламные вывески на стенах и лифтах можно считать незаконно установленными. В этом случае жильцы имеют полное право требовать демонтировать незаконную установку.
Стоит также отметить, что вся прибыль от аренды рекламных досок должна быть реализована на благоустройство дома или уменьшение квартплаты жильцов. На практике же эти деньги падают в карман управляющей компании.
Почему так происходит? Все просто – жильцы не привыкли считать лифт и подъезд своей собственностью. Однако, Жилищный кодекс твердит иное. Напомним, что по статье 36 «о Праве собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме», собственники владеют и распоряжаются межквартирными лестничными площадками, лестницами, лифтами, лифтовыми и иными шахтами, коридорами, техническими этажами, чердаками, подвалами.
3. Как бороться с незаконным спамом?
1. Не пускать в свой подъезд всех подряд. Обзавестись хорошим и надежным домофоном с индивидуальной картой-кодом.
2. Проверить разрешительные документы и договор размещения рекламных щитов в управляющей компании. Проще говоря, проверить свою управляющую компанию на предмет законности договорных отношений с рекламщиками. В случае отсутствия документов, а также разрешения собственников подъезда на установку щитов, можно потребовать убрать доску объявлений и привести стену в надлежащее состояние. Все требования рассылаются в письменном виде и заверяются у нотариуса с приложенными фотографиями проблемной стены. В случае отказа или молчания можно обращаться в местную прокуратуру.
3. На общем собрании собственников принять решение о самостоятельном демонтаже рекламных щитов и хранении их у председателя совета жильцов во избежание пропажи чужого имущества.
4. Устанавливать как можно больше досок для объявлений, рекламщики в таком случае не будут «спамить» и мусорить в почтовые ящики, а будут размещать свои объявления по-честному.
5. И, наконец, разорванные рекламные листовки могут быть полезны вашим питомцам – например, могут послужить наполнителем их туалета.
По теме:
Челябинец наказал торговую сеть за рекламу пива в почтовых ящиках
Челябинское УФАС пресекло распространение рекламы крупной торговой сети через почтовые ящики жилых домов. Просигналил о ней рядовой челябинский обыватель, который даже не предполагал, что ритейлера с его подачи могут оштрафовать на полмиллиона рублей.
- Гражданин возмутился, обнаружив в доставленном ему рекламном проспекте сети продовольственных магазинов рекламу двух десятков сортов пива, - пояснила заместитель руководителя челябинского УФАС Людмила Галичина. - К нам он обратился, чтобы выяснить насколько это законно. Ведь содержимое почтовых ящиков доступно всем, в том числе и детям. В ходе внеплановой проверки виновность рекламораспространителя нашла полное подтверждение.
Как пояснили в УФАС, "криминал" в действиях торговой сети заключается в том, что согласно "Закону о рекламе" при ее производстве и распространении должны соблюдаться все требования гражданского законодательства РФ. В том числе и закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", который декларирует защиту нравственного и духовного развития ребенка от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.
А потому распространение рекламы таких товаров через почтовые ящики, является прямым нарушением, подпадающим под санкцию статьи 14.3 КоАП РФ "Нарушение законодательства о рекламе". Возбуждено административное производство, и теперь ритейлеру грозит штраф на сумму от 200 до 500 тысяч рублей.
Распространение попавшегося на глаза челябинца рекламного проспекта, по заверению УФАС, пресечено. Однако возможно ли проследить за всеми листовками, которые килограммами разбрасываются по почтовым ящикам горожан?
- Это зависит от активности самих граждан, - сообщила Людмила Галичина. - Сейчас обращение, даже анонимное, можно направить к нам по электронной почте. По каждому сигналу проводится тщательная проверка. И если факты подтверждаются, включаются механизмы госрегулирования. К примеру, тот же самый ритейлер всего две недели назад уже привлечен к ответственности за недостоверную рекламу водки, о которой тоже заявил рядовой потребитель.
"Российская газета"