Краткая информация
о результатах опроса участников I-го краевого жилищного форума
«Стань хозяином своего дома!», проведенного общественной палатой Забайкальского края


Экспресс-опрос проводился в 2 этапа: в период подготовки к форуму и после его завершения.
В процессе подготовки к форуму в опросе приняли участие 142 респондента, в числе которых были пропорционально представлены
различные возрастные группы (20-30 лет - 15,3%; 30-45 лет - 29%; 45-60 лет - 28,2%; старше 60 лет - 27,5%), мужчины и
женщины (41,1% - мужчины и 58,9%  -  женщины).
Среди участников опроса преобладали люди с высоким образовательным уровнем (73,8% - высшее образование, 22,3 - среднее
профессиональное образование, 3,9%  -  среднее образование), являющиеся собственниками жилья (86,6%  -  собственники,
13,4%  -  наниматели жилья).
Значительное большинство участников опроса жили в домах, которые находились в ведении управляющих компаний (76,7%),
реже - ТСЖ (19,6%, или 27 чел.), представителей домов с непосредственным управлением среди респондентов было мало (5 чел.)
В процессе подготовки к форуму участвовали люди с активной жизненной позицией: 62,8% из них ответили, что готовы активно
участвовать в управлении своим МКД, 32,6%  -  ответили, что готовы принимать участие по мере необходимости.

Опрос был направлен на решение 2-ух основных задач:
а) выяснение наиболее актуальных проблем в сфере ЖКХ и способности существующих управляющих структур решать эти проблемы;
б) оценка системы работы органов, занимающихся управлением системой ЖКХ.
Среди наиболее острых проблем по содержанию жилья называли состояние подвала и кровли, причем проблема кровли отмечалась
значительно чаще. Второй по значимости проблемой  участники опроса называли обустройство придомовой территории, третьей- теплоснабжение,
четвертой - состояние подъездов. Ответы жителей домов, в которых управлением занимается ТСЖ, несколько отличались, они  отмечали среди трех,
наиболее острых проблем обустройство придомовых территорий, состояние кровли и теплоснабжение, хотя в целом тенденции оценки степени
значимости проблем содержания МКД сохранялись независимо от формы управления домами, что видно из приведенной ниже гистрограммы.

Ответы на вопрос:
«Какие проблемы по содержанию МКД вас волнуют больше всего?»

































Практически совпали оценки качества предоставляемых жилищных услуг представителей жителей домов, управляемых ТСЖ и управляющими
компаниями. Чаще всего участники опроса отвечали, что их  лишь отчасти устраивает качество предоставляемых жилищных услуг (ответы «в целом                                                  
устраивает» и «чаще не устраивает» составили 73,7% в среднем по группе и  69,1%  -   по группе ТСЖ).

Распределение ответов на вопрос:
«Устраивает ли Вас качество предоставляемых жилищных услуг?»







В случае возникновения проблем, участники опроса предпочитают обращаться в управляющую компанию или ТСЖ (34,7%) или в Государственную
жилищную инспекцию (25,2%), реже в управление ЖКХ г. Читы (13,9%), еще реже в прокуратуру и СМИ (по 9%) или в Роспотребнадзор (4,1%),
4% респондентов ответили, что никуда не обращаются.
В результате подобных обращений 20,8% опрошенных удавалось решить возникшую проблему, 46,7%  решали ее отчасти, а 32,5%  ответили,
что их проблемы так и не были решены.
Одной из проблем был вопрос о соответствии размеров оплаты предоставляемым услугам. Эта проблема была рассмотрена на примере  оплаты
за водоснабжение.
Ответы респондентов на вопрос:
«Соответствует ли размер платы на общественные нужды по воде и водоотделению реальному
потреблению?» распределились следующим образом:
• да, соответствует - 16,2%
• не совсем соответствует - 48,7%
• он многократно превышает реальное потребление - 35,1%
Таким образом, в системе ЖКХ существует много пороблем, требующих своего решения на разных уровнях.

Помимо  выявления актуальных проблем в сфере ЖКХ предполагалось выяснить мнение участников опроса об эффективности работы управляющих
структур. В результате опроса выяснилось, что в большинстве многоквартирных домов  созданы советы жильцов, хотя это не всегда удается сделать.

Ответы на вопрос: «Избран ли в вашем доме совет многоквартироного дома?»:
да, создан - 64,2%, не создан, т.к. организовать и провести общее собрание мы не можем - 35,2%. В домах, управляемых ТСЖ, процент
положительных ответов выше (78,9%  -  ответов «совет создан»).
Немногим более половины респондентов (55%) ответили, что в их домах проводятся ежегодные собрания собственников, на которых заслушиваются
отчеты управляющих компаний или ТСЖ.  Среди тех, кто проживал в домах, управляемых ТСЖ, 81,5% ответили, что подобные собрания проводятся
достаточно регулярно.
Однако эти собрания не всегда бывают эффективными, поскольку управляющие компании либо не предоставляют жильцам необходимой информации
(40% ответов), либо предоставляют ее не вполне корректно (20,3%  ответили, что в такой информации невозможно разобраться). Реже такие претензии
высказывали представители домов, управляемых ТСЖ (77,8% ответили, что им предоставляется полная информация).

Таким образом, можно сделать некоторые выводы  о том, что:
- по мнению участников I-го краевого жилищного форума «Стань хозяином своего дома!» в сфере ЖКХ существуют острые проблемы,
среди которых особенно актуальны состояние подвалов  и кровли домов, обустройство придомовых территорий и  состояние теплоснабжения;
- оценка качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ в общественном мнении разделилась почти поровну: 56,1% дали в целом
положительные оценки (ответы «устраивает вполне» и «в целом устраивает») и 43,9%  -  отрицательные оценки (ответы «чаще не
устраивает» и «не устраивает»);
- в случае  возникновения проблем жители чаще обращаются в инстанции, непосредственно отвечающие за сферу ЖКХ (управляющие
компании, ТСЖ, управление ЖКХ по г. Чита - 48,6%) или в Государственную жилищную инспекцию (25,2%), причем довольно часто им не удается
решить свои проблемы  в полном объеме (32,5%- не удалось решить проблему, 46,7%  -  удалось решить отчасти);
- жильцам МКД не всегда удается выбрать совет и добиваться регулярного проведения собраний для решения проблем дома;
- у жителей накопилось немало вопросов, на которые они не получают ответов на собраниях и из других источниках информации, поэтому
от форума они ожидали прежде всего выяснения интересующих их вопросов:

Ответы на вопрос:
«Каких результатов вы ждете от жилищного форума?»
















Итак, основной целью участников форума было получение  информации по  интересующим их вопросам в сфере ЖКХ.
После проведения форума был проведен повторный экспресс-опрос с целью выяснения степени удовлетворенности участников его результатами.
В опросе приняли участие 58 человек, 62 % которых составляли активные собственники, 25,9%  -  руководители управляющих компаний и
12,1%  -  представители органов власти. Анализ результатов опроса показал, что большинство участников считали подобное мероприятие полезным:



















Некоторая неудовлетворенность объясняется тем, что  участникам удалось получить ответы не на все интересующие их вопросы:
Ответы на вопрос:
«Удалось ли Вам получить интересующую информацию по проблемам управления
многоквартирным домом?»
- да, удалось - 36%
- удалось, но не в полном объеме - 50%
- нет, не удалось - 14%
Среди вопросов, которые требуют дополнительного освещение называли, например:
- Проблемы учета коммунальных услуг, установления приборов-показателей по электроэнергии, воде и т.п.
- Почему Правительство каря не обязало Водоканал, Горэлектросети сначала привести в порядок хозяйство, а потом передавать управлющим
                  компаниям?
- Кто,  когда и за какой счет проводит межевание земли к МКД?
- Учитывается ли вред для здоровья при разрешении на установку антенн операторами сотовой связи?
- 15% оплат собственников жилья за капитальный ремонт - это грабеж, с учетом того, что мы уже ежемесячно платим за ремонт в управляющую
                  компанию.
- Разобраться с ОДН, издать памятки для собственников.
- Порядок расчета тарифов (ТГК-собственники, электричество, ответственность управляющих компаний и т.п.)
- Кто и как должен контролировать управляющие компании?
- Как организовать очное собрание жильцов?
- Сколько необходимо платить за коммунальные услуги по Приказу № 354? (2 чел.)
- Как заставить собственников платить за места общего пользования?
- Вопросы по ОДМ и т.п.
- Отчуждение из общедомовой собственности подвальных, встроенных помещений, сдаваемых в аренду.
- Программы капремонта в Чите на 2013 г.
- Как бороться с неплательщиками?

Подавляющее большинство участников форума считали, что подобные мероприятия надо проводить ежегодно или чаще, чем раз в год  (91%).
Уровень организации форума  получил достаточно высокую оценку: 37,9% участников опроса оценили его как высокий, 48,1%  -  как «вполне приемлемый»,
14% (8 чел.) - как недостаточный.
Неудовлетворенность форумом объяснялась тем, что некоторые люди не получили четких однозначных ответов на интересующие их конкретные
вопросы. В целом удовлетворенность результатами форума оказалась высокой. Многие участники опроса высказывали благодарность организаторам форума,
писали о полезности и важности подобных мероприятий и необходимости их поведения их в дальнейшем (33% участников опроса  -  18 чел., 11 человек
высказали пожелания счастья, удачи, успехов и благодарности организаторам форума).

УЧАСТНИКАМИ ОПРОСА БЫЛИ ВЫСКАЗАНЫ ПОЖЕЛАНИЯ:
1. Организовать Круглый стол с мэром, губернатором, депутатами городской и краевой  Думы, со специалистами ТГК, Горводоканала, электрических
сетей и т.п.
2. На подобных мероприятиях продавать или раздавать  специальную литературу по вопросам ЖКХ.
3. Давать больше информации по выпускаемым нормативным документам.
4. Организовывать телепередачи с мэром,  губернатором, депутатами краевой Думы, с представителями ТГК Горводоканала, электрических сетей и т.п.
5. Не уходить от ответов на острые вопросы.
6. Обязать все управляющие компании поместить в интернете отчеты за 2012 год.
7. Проведение форума  для ТСЖ, управляющих компаний на постоянной основе для информирования об изменениях тарифов, приказах и т.п.
документах, касающихся ЖКХ.
8. Чаще давать информацию в СМИ.
9. Больше конкретики!
10. Организовывать обеды для участников форума.

1     2      3     4     5
Портал ЖКХ
Главная
Проблемы
Всего (%)
ТСЖ (%)
Теплоснабжение
13.20
14.70
Гор.вода
10.60
8.80
Хол.вода
6.50
7.40
Электроснабжение
9.80
10.30
Газоснабжение
1.80
0.00
Состояние подъезда
12.40
11.80
Безопасность дома
11.40
7.40
Подвалы,кровли
17.10
16.20
Придомовая тер.
14.80
17.60
Все устраивает
2.30
5.90
Варианты ответов
В среднем по группе
Представители ТСЖ
Да, вполне
8,7%
11,5%
Вцелом устраивает
47,4%
46%
Чаще не устраивает
26,3%
23,1%
Нет. не устраивает
17,6%
15,4%