Экспресс-опрос проводился в 2 этапа: в период подготовки к форуму и после его завершения.
В процессе подготовки к форуму в опросе приняли участие 142 респондента, в числе которых были пропорционально представлены
различные возрастные группы (20-30 лет - 15,3%; 30-45 лет - 29%; 45-60 лет - 28,2%; старше 60 лет - 27,5%), мужчины и
женщины (41,1% - мужчины и 58,9% - женщины).
Среди участников опроса преобладали люди с высоким образовательным уровнем (73,8% - высшее образование, 22,3 - среднее
профессиональное образование, 3,9% - среднее образование), являющиеся собственниками жилья (86,6% - собственники,
13,4% - наниматели жилья).
Значительное большинство участников опроса жили в домах, которые находились в ведении управляющих компаний (76,7%),
реже - ТСЖ (19,6%, или 27 чел.), представителей домов с непосредственным управлением среди респондентов было мало (5 чел.)
В процессе подготовки к форуму участвовали люди с активной жизненной позицией: 62,8% из них ответили, что готовы активно
участвовать в управлении своим МКД, 32,6% - ответили, что готовы принимать участие по мере необходимости.
Опрос был направлен на решение 2-ух основных задач:
а) выяснение наиболее актуальных проблем в сфере ЖКХ и способности существующих управляющих структур решать эти проблемы;
б) оценка системы работы органов, занимающихся управлением системой ЖКХ.
Среди наиболее острых проблем по содержанию жилья называли состояние подвала и кровли, причем проблема кровли отмечалась
значительно чаще. Второй по значимости проблемой участники опроса называли обустройство придомовой территории, третьей- теплоснабжение,
четвертой - состояние подъездов. Ответы жителей домов, в которых управлением занимается ТСЖ, несколько отличались, они отмечали среди трех,
наиболее острых проблем обустройство придомовых территорий, состояние кровли и теплоснабжение, хотя в целом тенденции оценки степени
значимости проблем содержания МКД сохранялись независимо от формы управления домами, что видно из приведенной ниже гистрограммы.
Ответы на вопрос:
«Какие проблемы по содержанию МКД вас волнуют больше всего?»
Практически совпали оценки качества предоставляемых жилищных услуг представителей жителей домов, управляемых ТСЖ и управляющими
компаниями. Чаще всего участники опроса отвечали, что их лишь отчасти устраивает качество предоставляемых жилищных услуг (ответы «в целом
устраивает» и «чаще не устраивает» составили 73,7% в среднем по группе и 69,1% - по группе ТСЖ).
Распределение ответов на вопрос:
«Устраивает ли Вас качество предоставляемых жилищных услуг?»
В случае возникновения проблем, участники опроса предпочитают обращаться в управляющую компанию или ТСЖ (34,7%) или в Государственную
жилищную инспекцию (25,2%), реже в управление ЖКХ г. Читы (13,9%), еще реже в прокуратуру и СМИ (по 9%) или в Роспотребнадзор (4,1%),
4% респондентов ответили, что никуда не обращаются.
В результате подобных обращений 20,8% опрошенных удавалось решить возникшую проблему, 46,7% решали ее отчасти, а 32,5% ответили,
что их проблемы так и не были решены.
Одной из проблем был вопрос о соответствии размеров оплаты предоставляемым услугам. Эта проблема была рассмотрена на примере оплаты
за водоснабжение.
Ответы респондентов на вопрос:
«Соответствует ли размер платы на общественные нужды по воде и водоотделению реальному
потреблению?» распределились следующим образом:
• да, соответствует - 16,2%
• не совсем соответствует - 48,7%
• он многократно превышает реальное потребление - 35,1%
Таким образом, в системе ЖКХ существует много пороблем, требующих своего решения на разных уровнях.
Помимо выявления актуальных проблем в сфере ЖКХ предполагалось выяснить мнение участников опроса об эффективности работы управляющих
структур. В результате опроса выяснилось, что в большинстве многоквартирных домов созданы советы жильцов, хотя это не всегда удается сделать.
Ответы на вопрос: «Избран ли в вашем доме совет многоквартироного дома?»:
да, создан - 64,2%, не создан, т.к. организовать и провести общее собрание мы не можем - 35,2%. В домах, управляемых ТСЖ, процент
положительных ответов выше (78,9% - ответов «совет создан»).
Немногим более половины респондентов (55%) ответили, что в их домах проводятся ежегодные собрания собственников, на которых заслушиваются
отчеты управляющих компаний или ТСЖ. Среди тех, кто проживал в домах, управляемых ТСЖ, 81,5% ответили, что подобные собрания проводятся
достаточно регулярно.
Однако эти собрания не всегда бывают эффективными, поскольку управляющие компании либо не предоставляют жильцам необходимой информации
(40% ответов), либо предоставляют ее не вполне корректно (20,3% ответили, что в такой информации невозможно разобраться). Реже такие претензии
высказывали представители домов, управляемых ТСЖ (77,8% ответили, что им предоставляется полная информация).
Таким образом, можно сделать некоторые выводы о том, что:
- по мнению участников I-го краевого жилищного форума «Стань хозяином своего дома!» в сфере ЖКХ существуют острые проблемы,
среди которых особенно актуальны состояние подвалов и кровли домов, обустройство придомовых территорий и состояние теплоснабжения;
- оценка качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ в общественном мнении разделилась почти поровну: 56,1% дали в целом
положительные оценки (ответы «устраивает вполне» и «в целом устраивает») и 43,9% - отрицательные оценки (ответы «чаще не
устраивает» и «не устраивает»);
- в случае возникновения проблем жители чаще обращаются в инстанции, непосредственно отвечающие за сферу ЖКХ (управляющие
компании, ТСЖ, управление ЖКХ по г. Чита - 48,6%) или в Государственную жилищную инспекцию (25,2%), причем довольно часто им не удается
решить свои проблемы в полном объеме (32,5%- не удалось решить проблему, 46,7% - удалось решить отчасти);
- жильцам МКД не всегда удается выбрать совет и добиваться регулярного проведения собраний для решения проблем дома;
- у жителей накопилось немало вопросов, на которые они не получают ответов на собраниях и из других источниках информации, поэтому
от форума они ожидали прежде всего выяснения интересующих их вопросов:
Ответы на вопрос:
«Каких результатов вы ждете от жилищного форума?»
Итак, основной целью участников форума было получение информации по интересующим их вопросам в сфере ЖКХ.
После проведения форума был проведен повторный экспресс-опрос с целью выяснения степени удовлетворенности участников его результатами.
В опросе приняли участие 58 человек, 62 % которых составляли активные собственники, 25,9% - руководители управляющих компаний и
12,1% - представители органов власти. Анализ результатов опроса показал, что большинство участников считали подобное мероприятие полезным:
Некоторая неудовлетворенность объясняется тем, что участникам удалось получить ответы не на все интересующие их вопросы:
Ответы на вопрос:
«Удалось ли Вам получить интересующую информацию по проблемам управления
многоквартирным домом?»
- да, удалось - 36%
- удалось, но не в полном объеме - 50%
- нет, не удалось - 14%
Среди вопросов, которые требуют дополнительного освещение называли, например:
- Проблемы учета коммунальных услуг, установления приборов-показателей по электроэнергии, воде и т.п.
- Почему Правительство каря не обязало Водоканал, Горэлектросети сначала привести в порядок хозяйство, а потом передавать управлющим
компаниям?
- Кто, когда и за какой счет проводит межевание земли к МКД?
- Учитывается ли вред для здоровья при разрешении на установку антенн операторами сотовой связи?
- 15% оплат собственников жилья за капитальный ремонт - это грабеж, с учетом того, что мы уже ежемесячно платим за ремонт в управляющую
компанию.
- Разобраться с ОДН, издать памятки для собственников.
- Порядок расчета тарифов (ТГК-собственники, электричество, ответственность управляющих компаний и т.п.)
- Кто и как должен контролировать управляющие компании?
- Как организовать очное собрание жильцов?
- Сколько необходимо платить за коммунальные услуги по Приказу № 354? (2 чел.)
- Как заставить собственников платить за места общего пользования?
- Вопросы по ОДМ и т.п.
- Отчуждение из общедомовой собственности подвальных, встроенных помещений, сдаваемых в аренду.
- Программы капремонта в Чите на 2013 г.
- Как бороться с неплательщиками?
Подавляющее большинство участников форума считали, что подобные мероприятия надо проводить ежегодно или чаще, чем раз в год (91%).
Уровень организации форума получил достаточно высокую оценку: 37,9% участников опроса оценили его как высокий, 48,1% - как «вполне приемлемый»,
14% (8 чел.) - как недостаточный.
Неудовлетворенность форумом объяснялась тем, что некоторые люди не получили четких однозначных ответов на интересующие их конкретные
вопросы. В целом удовлетворенность результатами форума оказалась высокой. Многие участники опроса высказывали благодарность организаторам форума,
писали о полезности и важности подобных мероприятий и необходимости их поведения их в дальнейшем (33% участников опроса - 18 чел., 11 человек
высказали пожелания счастья, удачи, успехов и благодарности организаторам форума).
УЧАСТНИКАМИ ОПРОСА БЫЛИ ВЫСКАЗАНЫ ПОЖЕЛАНИЯ:
1. Организовать Круглый стол с мэром, губернатором, депутатами городской и краевой Думы, со специалистами ТГК, Горводоканала, электрических
сетей и т.п.
2. На подобных мероприятиях продавать или раздавать специальную литературу по вопросам ЖКХ.
3. Давать больше информации по выпускаемым нормативным документам.
4. Организовывать телепередачи с мэром, губернатором, депутатами краевой Думы, с представителями ТГК Горводоканала, электрических сетей и т.п.
5. Не уходить от ответов на острые вопросы.
6. Обязать все управляющие компании поместить в интернете отчеты за 2012 год.
7. Проведение форума для ТСЖ, управляющих компаний на постоянной основе для информирования об изменениях тарифов, приказах и т.п.
документах, касающихся ЖКХ.
8. Чаще давать информацию в СМИ.
9. Больше конкретики!
10. Организовывать обеды для участников форума.